Четырехэтапный цикл обучения (Д.Колб,Р.Фрай). Стили обучения по дэвиду колбу

В 1984 году профессор Дэвид Колб создал модель обучения, основанную на поэтапном формировании умственных действий. Его теория включает цикл обучения, состоящий из четырех отдельных этапов, и четыре разных стиля обучения.

Колб определял обучение как процесс приобретения и накапливания абстрактных концепций, способность применять их в различных ситуациях и возникновение на основе этого нового опыта.

Цикл обучения

По теории Колба, приобретение новых знаний и навыков происходит в течение цикла, состоящего из четырех этапов:

1. Конкретный опыт - приобретение нового опыта или новая интерпретация старого.

2. Наблюдения и рефлексия - наблюдение за любым новым опытом. Следует отметить, что сам опыт и его понимание не соответствуют друг другу.

3. Формирование абстрактных понятий - выстраивание нового представления, а также модификация уже имеющейся абстрактной идеи.

4. Активное экспериментирование - применение опыта в новых условиях, экспериментальная проверка.

Стили обучения

На основе четырех этапов цикла обучения Колб выделяет четыре разных стиля обучения. По его мнению, разные люди предпочитают разные стили обучения, на выбор которых влияет множество факторов, в том числе опыт образования, особенности познавательной сферы и социальная среда. Предпочтение определенного стиля обучения представляет собой результат двух выборов.

Свою модель обучения Колб рассматривает как два континуума: полюса первого представляют конкретный опыт и формирование абстрактных понятий, а второго - рефлексивное наблюдение и активное экспериментирование. Горизонтальная ось называется континуум обработки, она отображает, каким способом мы обучаемся. Вертикальная ось называется континуум восприятия, и она показывает, как человек реагирует на обучение. По мнению ученого, человек никогда не может находиться сразу на двух концах одной и той же оси. Исходя из этого, можно выделить четыре стиля обучения, представленные на рисунке ниже.


Итак, Колб определяет четыре разных стиля обучения, используемые людьми в зависимости от того, к какому концу континуума они тяготеют: приспособление, отстранение, ассимиляция и конвергенция. Хотя в разные периоды жизни мы применяем разные стили обучения, каждый неосознанно выбирает соответствующий ему. Чтобы лучше понять, как работают эти стили, рассмотрим следующую таблицу и диаграмму, которые подробнее обсуждаются далее.

Активноеэкспериментирование (АЭ)

Наблюдения и рефлексия (НР)

Конкретный опыт (КО)

Приспособление (КО/АЭ)

Отстранение (КО/НР)

Формирование абстрактных понятий (АП)

Конвергенция (АП/АЭ)

Ассимиляция (АП/НР)


Приспособление (КО/АП)

Этот стиль обучения базируется скорее на интуиции, чем на логике. Такие люди часто руководствуются шестым чувством; в деле получения информации полагаются на окружающих, после чего уже самостоятельно ее анализируют; предпочитают тщательно прорабатывать свои планы. Их привлекают новые ситуации и задачи.

Отстранение (КО/НР)

Люди с таким стилем обучения предпочитают наблюдать, а не делать, и решают проблемы посредством сбора информации и воображения. Поэтому они способны рассматривать ситуации с разных точек зрения и наилучшим образом проявляют в себя в условиях, когда требуется генерировать новые идеи, например во время мозгового штурма. Они, как правило, чувствительны, эмоциональны и артистичны. Им нравится работать в команде, получать отзывы о своей работе, собирать информацию; они с готовностью прислушиваются к мнению других людей.

Конвергенция (АК/АЭ)

Таких людей называют технарями; их больше привлекает решение технических задач, а не проблемы межличностного характера. Они наиболее полно реализуют свой потенциал при решении практических задач, а решение принимают путем поиска конкретных ответов на конкретные вопросы; любят экспериментировать с новыми идеями, моделировать и работать со специализированными приложениями для решения реальных задач.

Ассимиляция (АК/НР)

Здесь акцент делается на логическом подходе к абстрактным идеям и концепциям, которые этим людям кажутся важнее межличностного общения или практических приложений. Они способны понимать широкий диапазон информации и организовывать ее в четком логическом порядке, из-за чего ассимиляция более эффективна в научной среде. Таким людям также нравится всесторонне обдумывать ситуацию и исследовать разные аналитические модели.

Понимать, какой стиль обучения предпочтителен для вас и других людей, чрезвычайно важно и полезно; эти знания можно с большим успехом применять в реальном мире. Благодаря этому мы, например, можем понять, как донести информацию до окружающих наиболее эффективным способом и как улучшить собственные результаты.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты .

Цикл Колба – это модель обучения, которая основана на принципе поэтапного формирования умственных действий обучаемого. Принципиальное отличие этой модели заключается в том, что она разработана именно для обучения взрослых людей, которые уже имеют личный опыт в изучении объектов и при этом обладают более устойчивой и выраженной мотивацией к обучению.

Автор методики

Ее автором является специалист по психологии обучения взрослых Дэвид Колб (David A. Kolb). По его мнению, процесс обучения представляет собой цикл или своеобразную спираль. Это своего рода цикл накопления личного опыта, в дальнейшем - обдумывания и размышления, и в итоге - действия. По мнению Девида Колба процесс обучения – это своеобразная спираль, главные этапы который составляют накопление личного опыта, его обдумывание, и последующее действие, которое является результатом.

Цикл Колба предполагает следующие этапы обучения:

1.Конкретный опыт (КО). Данный этап предполагает наличие у человека некоторого личного, конкретного опыта в том аспекте, который он планирует изучить.

2.Мыслительные наблюдения (МН). Данный этап предполагает обдумывание, анализ тех исходных знаний, которые есть у человека.

3.Абстрактная концептуализация (АК). В данном этапе происходит обобщение полученной информации и построение конкретной модели. Именно в этом периоде тренинга происходит генерация новых идей, выстраивание взаимосвязей между явлениями и добавления информации о закономерностях в изучаемой теме.

4.Активное экспериментирование (АЭ). Это завершающий этап, в ходе которого созданная модель или концепция проверяется на практике, обучаемый проверяет ее эффективность и практичность.

На основе принципов обучения Колба разработана схема наиболее эффективного проведения интерактивного обучения:
  1. Мотивация и объявление новой темы. Данный этап называется также «проблематизация» в среде тренеров. Его цель заключается в том, что привлечь внимание обучаемых к теме, вызвать интерес, сформировать ощущение значимости данного вопроса. Также на этом этапе используются упражнения, которые могут продемонстрировать участникам недостаток знаний в данной теме и мотивировать их на приобретение новых знаний.
  1. Закрепление (повторение) пройденного. Данный этап подразумевает обобщение тех знаний, методов и способов, которыми уже обладают участники. Он позволяет структурировать опыт участников и подготовить их к переходу к следующему этапу.

Данный этап занимает 20% времени.

  1. Изучение нового материала. Это основной этап, который подразумевает получение учащимися новых знаний и умений. Участники получают ответы на те вопросы, которые были озвучены в начале обучения и научаются способам их практического разрешения. В изучении нового материала желательно также использовать упражнения и практические занятия.

Данный этап занимает 50% времени.

  1. Оценивание. На данном этапе происходит оценка того, насколько хорошо участники усвоили новые знания, навыки. Она может происходить в виде практических, тестовых заданий, обсуждений, кейсов.

Данный этап занимает 10% времени.

  1. Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия). Заключительный этап, в ходе которого тренер спрашивает, что было полезно, эффективно, собирает пожелания и побуждает к дальнейшему самостоятельному изучению материала.

Данный этап занимает 10% времени.

Кроме того, цикл Колба лег в основу типологии участников обучения. Она отражает специфику мыслительных операций и привычные способы действия участников.

Типы участников:

  1. Активист (Аккомодационный стиль, связка личный опыт-практика). Данный тип получает знания в первую очередь на основе своего опыт методом проб и ошибок. Они не любят теорию, предпочитая ей простые объяснения, которые они хотят сразу же испытать на практике.

Пример: такой человек, купив новый телефон, бежит домой и, не читая инструкции, сразу включает его, начинает нажимать кнопки, пробуя, какой получится результат.

  1. Мыслитель (Дивергентный стиль, связка личный опыт-размышления). Этот тип, аналогично Активисту, также любит получать знания в простой форме, в виде непринужденного общения, однако он не спешит применять их на практике. Он старается разобраться до конца, задавая вопросы и многократно уточняя интересующие детали.

Пример: это человек не торопится с покупкой, задает много вопросов продавцу, просит все показать, разъяснить. При необходимости звонит на горячую линию и проси еще раз все рассказать.

  1. Теоретик (Ассимилирующий стиль, связка теория-размышления). Этот человек любит разбираться в теории самостоятельно, ценить основательность и структурность. Углубляясь в теорию, он иногда даже не доходит до практики.

Пример: этот человек уже прочитал все о телефоне на сайтах и форумах, изучив все преимущества и ограничения каждой модели, и если, он все-таки сделал выбор, они приходит в магазин полностью подготовленным. Сделав покупку, сначала читает инструкцию, потом начинает использовать.

  1. Прагматик (Конвергентный стиль, связка теория-практика). Участник данного типа любит получать теоретические знания, однако для него принципиально важна их практичность. Он изучает лишь тот объем информации, который необходим для применения на практике.

Пример: прочитал необходимых минимум в интернете, задал несколько вопросов продавцу, инструкцию читает, только если что-то непонятно.

Резюмируя, можно отметить, что цикл Колба является удобной и практичной моделью для выстраивания и . Она проста в понимании и адаптирована именно для взрослых участников, которые имеют свою специфику восприятия информации.

В литературе с трудом можно найти определение термину “управление изменениями”. Любые преобразования, как личные так и организационные обязательно включают процесс обучения. Бьюкенен и Хажински определили обучение как “процесс приобретения знаний через опыт, ведущий к изменениям в поведении”. А Кемерон и Грин утверждают, что “обучение – это не только приобретение знаний, но применение их путем преобразования мира”. В связи с этим полезной будет разработанная в 1984 году Колбом модель обучения. Рассмотреть ее в контексте других моделей управления изменениями можно через .

Как учатся взрослые люди

  • Деятельность
  • Мышление

Он обнаружил, что люди обучаются одним из четырех способов:

  • через опыт,
  • через наблюдение и рефлексию,
  • с помощью абстрактной концептуализации
  • или с помощью активного экспериментирования

Исходя из этого Колб разработал повторяющийся цикл, необходимый для приобретения новых навыков:

  • Конкретный опыт – получение результата действия, набивание шишек
  • Рефлексивное наблюдение – размышление над опытом
  • Теоретические концепции – приходит к выводу, планирует изменения
  • Применение на практике – экспериментальная проверка

Цикл Колба многие специалисты кладут в основу обучения действием (Action Learning). В этой связи обязательно стоит познакомиться с подходом с одноименным названием, .

Типы взрослых людей

Колб полагает, что разные люди начинают обучение с разных из четырех предложенных этапов. На этом основана типология людей по подходам к обучению.

  • Активист – начинает с получения конкретного опыта
  • Мыслитель – начинает с размышлений
  • Теоретик – начинает с анализа существующих подходов
  • Прагматик – начинают с осознания того, как это скажется на них

Необходимо отметить, что люди не выбирают на сознательном уровне с какого этапа начинать. Они являются заложниками своего подхода (модели поведения).

Об этом и других особенностях лидеров, драйверов, катализаторов перемен мы говорим в процессе бизнес-семинара.

Для того, чтобы определить к какому типу относится человек Э. Кемерон и М.Грин предлагают ответить на следующий вопрос:

“Если бы вы писали книгу о переменах и хотели передать будущим читателям максимум знаний, вам бы понадобилось:

  • провести эксперимент (активист);
  • достаточное количество вопросов для размышления (мыслитель);
  • тщательно исследовать различные модели (теоретик);
  • иллюстрировать ваши мысли примерами и включить полезные инструменты, техники и приложения (прагматик).”

Благодаря своей практичности, подход колба лежит в основе большинства современных и .

Подходы к обучению взрослых

“Я слышу – я забываю. Я вижу – я запоминаю. Я делаю – я понимаю.” (Конфуций)

Приведенная цитата напоминает мне о том, что все новое это в какой-то степени забытое старое. И тем не менее… Обучение, как любой процесс изменений, является комплексным и требует разностороннего взгляда на проблемы трансформации. Поэтому важно понимать особенности разных моделей и подходов к обучению взрослых. На сайте в “ ” можно познакомиться с:

  • Р.Реванс обратил внимание на роль опыта и рефлексии, обратной связи в процессе обучения взрослых людей
  • “ ” – наглядно раскрыт гештальт-подход к обучению через комбинацию параметров осознанности и компетентности
  • “ Питер Бремли представляет процесс обучения, изложенный в предыдущем пункте, увеличив его с четырех до шести пунктов
  • – Бэйтсон описывает обучение, как процесс познания себя
  • – конкретный метод обучения, предложенный Г.Минцбергом на основе современных достижений в области обучения взрослых.

С другими взглядами на обучение сотрудников, развитие управленческих навыков, конкретными советами и фишками можно познакомиться в постоянно пополняемом .

Сравнение типологий сотрудников по отношению к переменам

Типология сотрудника характеризует его отношение к переменам и определяет поведение.

В основе типологии Д.) лежит отношение людей к срокам при постановке целей и коллективной деятельности.

Типология Ф.) показывает различие между тем что люди говорят и делают.

Е.)показывает, как люди отличаются в реакциях по отношению ко всему новому и насколько быстро готовы его принять.

В основе типологии ) лежат предпочитаемые людьми источники энергии, способы получения информации и принятия решений, а также стиль жизни.

Цикл обучения Колба разделяет людей на активистов, мыслителей, теоретиков и прагматиков. Они характеризуют то, с чего начинают учиться (меняться) люди.

Разделяет людей по типам реакции, не вскрывая ее причин. И наверное, для практикующего менеджера это очень удобный инструмент, т.к. все же организация это не психоаналитический кабинет.

Циклом Колба называют одну из моделей, которые используют в процессе обучения взрослых людей (тренинги, курсы, школы). Имя Дэвида Колба, специалиста по психологическим аспектам обучения, стало известно именно благодаря эффективности и действенности разработанной им модели.

Теоретическое основание методики

Д. Колб считал, что обучение как процесс является циклом или своеобразной спиралью, а ее главными составляющими назвал накопление личного опыта с дальнейшим обдумыванием и размышлением и, как результат, действием.

Этапы, которые проходит обучающийся по методике Колба человек:

  1. Базовый уровень: наличие у человека непосредственного, конкретного опыта в том вопросе, который он планирует изучать.
  2. Этап рефлексии или мыслительных наблюдений: здесь обучающийся должен обдумать и проанализировать те знания, которыми он обладает.
  3. Процесс возникновения абстрактной концепции или модели: этап обобщения полученной информации (опыта) и выстраивания конкретной модели. Согласно плану Колба, этот период учебного занятия или тренинга предназначен для генерирования идей, выстраивания взаимосвязей и добавления новой информации о том, как все устроено (о закономерностях в изучаемой сфере).
  4. Этап активных экспериментов: завершающим элементом занятия становится проверка того, насколько созданная модель или концепция применима к конкретным ситуациям. В итоге у обучающегося формируется совершенно новый опыт. В дальнейшем можно наблюдать замыкание цикла.

Цикл Колба: преимущества и сферы применения модели

Описанный считается одним из самых эффективных и универсальных. Интересно то, что модель Колба может подойти практически любому человеку, ведь она основана на том, что обучающемуся уже известно. Именно поэтому ее применение настолько результативно.

Этот метод систематизации профессиональных практических или академических знаний и навыков используют крупнейшие компании по всему миру. Цикл Колба, применяемый тренерами личностного роста или преподавателями курсов повышения квалификации, позволяет сотрудникам максимально полно использовать свой потенциал, а также активировать скрытые возможности и способности.

Особенности, характерные для обучения взрослой аудитории

В отличие от педагогики, которая рассматривает специфику работы детской психики в условиях обучения, андрагогика - это наука о том, как преподавателю и тренеру следует работать со взрослыми людьми. Цикл Колба предполагает использование основных принципов андрагогики.

Отличием «взрослого обучаемого» становится наличие устойчивой мотивации к прохождению тренингов, обучению и саморазвитию. Это неудивительно, ведь многие работающие люди или бизнесмены прекрасно понимают, что новый опыт поможет им более эффективно находить решение профессиональных и личных проблем.

Кроме того, обращаясь к имеющемуся у него опыту, такой человек приносит пользу не только себе, но и другим участникам группы. Общение и обмен информацией обогащают опыт каждого из них.

Последователь Д. Колба: оптимизация модели

Получивший широкое распространение цикл Колба был развит и усовершенствован шведским специалистом по обучению Класом Мелландером. Его цикл выглядит немного иначе и включает такие составляющие:

  • Мотивацию (степень восприимчивости и психологической готовности).
  • Информацию (образование информации из преобразованных фактов и имеющихся данных).
  • Обработку (превращение информации в осознание и опыт).
  • Генерацию выводов (переработка осознания и опыта в знание).
  • Использование (практическое применение знаний, формирование навыка и подхода).
  • Фактор обратной связи (оценка результатов, их оптимизация и новые размышления).

Эта модель больше внимания уделяет процессу преобразования информации, получаемой обучающимся от лектора или тренера, в навыки, которые будут неоднократно применены в дальнейшем.

Цикл Колба в тренинге: структура занятия

Модель, позволяющая эффективно обучать взрослых людей, нашла применение в сфере управления персоналом. Большинство тренингов, направленных на повышение уровня квалификации или обучение сотрудников новым навыкам, построены следующим образом:

  1. 10 % длительности учебного процесса: выявление мотивации присутствующих, аргументация ценности данного курса (актуализация курса). Это своеобразное вступление позволяет заинтересовать учащихся, сконцентрировать их внимание на теме тренинга, а также указать пользу или необходимость излагаемого материала. Правильно проведенный первый этап во многом определяет успех обучения в целом. Мотивация может быть сформирована с помощью кейсов на проблематизацию, упражнений-вызовов, указывающих участникам на то, что они не обладают навыками и опытом, необходимыми в конкретных ситуациях. Это важнейший инструмент, который предлагает цикл Колба. Пример можно привести следующий: на тренинге по деловому общению и тренер намеренно провоцирует конфликтную ситуацию между участниками, показывая им, насколько несовершенны их коммуникационные способности и умение анализировать невербальные сигналы собеседника.
  2. 20 % тренинга: процесс закрепления и повторения того, что уже изучено на занятии. Эта часть обучения позволяет присутствующим сформировать последовательную логическую структуру навыков из несистематизированной информации.
  3. 50 % учебного процесса: подача и разъяснение новой информации. Этот этап наиболее важен, так как учащиеся получают новые навыки, знания и методики, которые будут нужны им для решения задач, поставленных в начале тренинга.
  4. 10 % времени: оценка проведенной работы. Здесь тренер оценивает степень и полноту усвоенных участниками знаний. В процессе оценки преподавателю следует исходить из принципов наглядности, справедливости и объективности. Только так оценивание сможет стимулировать аудиторию к дальнейшему обучению. Оценки необязательно должны ставиться тренером, это может делать каждый учащийся или команда.
  5. 10 % тренинга: выводы. Это этап, на котором тренер получает информацию от учащихся (отзывы, замечания, предложения по усовершенствованию учебного процесса). Последней задачей преподавателя можно назвать формирование у аудитории мотивации к дальнейшему самостоятельному изучению материала.

Адаптация модели для обучения детей

Для использования данной модели учащиеся должны обладать минимальными навыками в какой-либо сфере и иметь желание их развивать. Так как детей обычно обучают «с нуля», в процессе педагогики нечасто применяют цикл Колба. Пример для детского сада может быть следующим:

  1. Демонстрация красивой поделки из пластилина.
  2. Обращение к тому, что дети уже умеют делать с этим материалом.
  3. Иллюстрация алгоритма изготовления поделки.
  4. Сравнение работ, их оценка.
  5. Вопросы преподавателя о том, что именно детям понравилось.

Основной опасностью, которая подстерегает тренеров и преподавателей, использующих цикл Колба, становится высокий риск демотивации и возможность снижения самооценки сотрудников или учеников (если полученный в ходе занятия опыт откровенно неудачен). По этой причине тренер должен быть чрезвычайно терпеливым и предусмотрительным. Используя данный метод, необходимо знать правила критики и следить за обратной связью.

Не секрет, чтовзрослые люди лучше всего учатся и запоминают что-то новое, когда полученныезнания необходимы им для использования в их ежедневной деятельности.

Национальный институт непрерывного образования (Великобритания) в одном из своих исследований вывел знаменитую формулу: «Мы запоминаем только 20% из того, что мы прочитали и до 90% того, что мы прочитали, увидели, услышали и сделали», то есть когда мы получили опыт через действие. В иностранной литературе такое обучение получило название «обучениедействием» («learning by doing») и является, по-сути, игровым обучением.

Игровое обучение - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Благодаря методике, автором которой является Дэвид Колб (David Kolb) и возможностям, представляемымисовременными технологиями, сегодня имеется возможность сделать«обучение действием»основой корпоративных программ обучения сотрудников предприятий и организаций. Многие профессиональные бизнес-тренеры абсолютно уверены, что такая программа значительно более эффективна, чем традиционные формы обучения.

Модель Колба – теория специалиста по психологии обучения взрослых Дэвида Колба, посвященная поэтапному формированию умственных действий. Она в различных вариациях широко применяется в ходе интерактивных уроков.

Схема Колба на уроке:

1.Мотивация и объявление новой темы – 10% времени от общей длительности урока;

2.Закрепление (повторение) пройденного – 20%- времени от общей длительности урока;

3.Изучение нового материала – 50% времени от общей длительности yp окa .

4.Оценивание – 10% времени от общей длительности урока;

5. Подведение итогов урo ка (дебрифинг, рефлексия) 10% времени от общей длительности урока.

Временное распределение в данной схеме можно рассматривать условным, учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись.

Подробное описание этапов схемы Колба

Мотивация – начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материa ле, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учебного материала.

3акрепление – важный этап урока, не только повышающий эффективность усвоение материала в целом, заинтересованность учащихся, но и формирующий в сознании учащихся последовательную логическую структуру знаний и методов, применяемых в данном предмете, а не разрозненную россыпь сведений.

Изучение основного материала - главный целевой этап урока, на котором учащиеся непосредственно получат новые знания. На этом этапе, как уже было сказано выше, учителем должны быть подобраны задания, при выполнении которых учащиеся получают необходимые знания, навыки и умения. При подборке заданий учителю желательно также помнить китайскую поговорку: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю»

Оценивание – важный стимулирующий компонент урока. Оценивание должно быть гибким, наглядным, непредвзятым и справедливым. Только в этом случае оно будет действовать, как стимулятор, в противном случае - оно может послужить основной причиной отторжения от предмета и падения заинтересованности, поэтому здесь надо быть особенно осторожным, применять методы коллективного оценивания, самооценивания, командного оценивания. Наиболее распространенный способ оценивания на интерактивных уроках – набор баллов и командное оценивание.

Дебрифинг – подведение итогов урока. Заключительный этап урока, на котором обычно учитель спрашивает, что понравилось на уроке, что – нет, собирает пожелания, замечания, и в итоге обобщает пройденное и побуждает к дальнейшему самостоятельному и более глубокому изучению материала.

Приняв за основу цикл Дэвида Колба, мы можем видеть, что именно непосредственный опыт, полученный или в результате ежедневной профессиональной деятельности, или на тренинге в процессе ролевой игры, или при прохождении компьютерной симуляции, составляет основу для дальнейшего обучения.

Этот опыт приводитк этапу «критического обдумывания» - к размышлениям и новым наблюдениям за происходящим, за действиями и событиями, которые теперь уже вызывают живой интерес, так как связаны с собственными внутренними переживаниями и сравнениями: «Я делаю так, а он или она – так…», к размышлениям о том, к каким результатам приводит тот или иной вариант действий.

Постепенно или внезапно - в форме озарения - наблюдения и размышления превращаютсяв так называемые «абстрактные концепции» или выводы, которые позволяют использовать сделанные обобщения на практике.Практическое применение полученных теоретических выводов,в свою очередь, запускает новые обучающие циклы.

Таким образом,доказано, что обучение взрослых невозможно вести без интерактивности. Под интерактивностью в данном случае понимается возможность для обучающегося собственными активными действиями поучаствовать в процессе приема-передачи знаний, получить непосредственный опыт,оказываясь в различных ситуациях, и сравнив, что может происходить в результате тех или иных его действий.

Очевидно, что этот подход серьезно отличается от принципов, на которых сегодня создаются как традиционные программы корпоративного обучения, так и подавляющее большинство электронных обучающих курсов. В методах современного образования мало что изменилось со времен средневековья, когда умудренные профессора вещали истины с высоких кафедр студентам в аудиториях, только что аудитории превратились в конференц-залы, а доски за спиной «профессоров» - в экраны, на которые проецируются презентации Power Point!

Метод Колба предполагает, что ставшиетрадиционнымидля очных тренинговых программ ролевые игры, безусловно,основываются на правильном подходе. Тем не менее,даже тщательно разработанные тренинги, полностью адаптированные под специфику конкретной компании, далеко не всегда работают так хорошо, как хотелось бы. Поэтому любой бизнес-тренер понимает, что просто разработать и провести адаптированный под потребности компании тренинг или электронный обучающий курс, имеющий своей цельюпростую передачу знаний,совершенно недостаточно. Метод Колба может применятся по-разному, поэтому большое значение играет личность самого тренера.