Философия Канта: основные идеи (кратко). Биография иммануила канта В какую эпоху жил кант

Иммануил Кант – немецкий мыслитель, основатель классической философии и теории критицизма. Бессмертные цитаты Канта вошли в историю, а книги ученого лежат в основе философского учения во всем мире.

Родился Кант 22 апреля 1724 года в религиозной семье в пригороде Кенигсберга в Пруссии. Его отец Иоганн Георг Кант работал ремесленником и изготовлял седла, а мать Анна Регина вела домашнее хозяйство.

В семье Кантов было 12 детей, и Иммануил родился четвертым, многие из ребятишек погибли в младенчестве от болезней. В живых остались три сестры и два брата.

Дом, где Кант провел детство с большой семьей, был мал и беден. В 18 веке строение было уничтожено пожаром.

Свою юность будущий философ провел на окраине города среди рабочих и ремесленных людей. Историки долго спорили, к какой национальности относится Кант, некоторые из них считали, что предки философа –выходцы из Шотландии. Такое предположение высказывал и сам Иммануил в письме к епископу Линдблому. Однако эта информация официально не подтвердилась. Известно, что прадедушка Канта был торговцем в Мемельском крае, а родственники по материнской линии жили в Нюнберге, в Германии.


Родители Канта заложили духовное воспитание в сына, они были приверженцами особого течения в лютеранстве - пиетизма. Суть этого учения в том, что каждый человек находится под Божьим оком, поэтому отдавалось предпочтение личному благочестию. Анна Регина учила сына основам веры, а также прививала маленькому Канту любовь к окружающему миру.

Набожная Анна Регина брала с собой детей на проповеди и на занятия по изучению Библии. Доктор теологии Франц Шульц часто бывал в гостях у семьи Канта, там он и заметил, что Иммануил преуспевает в изучении священного писания и умеет излагать собственные мысли.

Когда Канту было восемь лет, по наставлению Шульца родители отправили его в одну из ведущих школ Кенигсберга – гимназию имени Фридриха, чтобы мальчик получил престижное образование.


В школе Кант учился восемь лет, с 1732 по 1740 года. Занятия в гимназии начинались в 7:00 и продолжались до 9:00. Ученики изучали теологию, Ветхий и Новый заветы, латынь, немецкий и греческий языки, географию и т.д. Философию преподавали только в старших классах, и Кант считал, что в школе этот предмет изучался неправильно. Занятия по математике были платными и по желанию учеников.

Анна Регина и Иоганн Георг Кант хотели, чтобы сын в будущем стал священником, но мальчик был впечатлен уроками латыни, который преподавал Гейденрейх, поэтому хотел стать учителем словесности. Да и строгие правила и нравы в религиозной школе Канту приходились не по душе. У будущего философа было слабое здоровье, но учился он с прилежанием благодаря уму и сообразительности.


В шестнадцатилетнем возрасте Кант поступает в Кенигсбергский университет, где студента впервые знакомит с открытиями преподаватель Мартин Кнутцен, пиетист и вольфианец. Учения Исаака оказали весомое влияние на мировоззрение студента. Кант прилежно относился к учебе, несмотря на трудности. Фаворитами философа стали естественные и точные науки: философия, физика, математика. Урок теологии Кант посетил только единожды из-за уважения к пастору Шульцу.

До современников не дошли официальные сведения о том, что Кант числился в Альбертине, поэтому судить о том, что он учился на теологическом факультете, можно только по догадкам.

Когда Канту исполнилось 13 лет, Анна Регина заболела и вскоре умерла. Многодетной семье приходилось сводить концы с концами. Иммануилу было нечего носить, а также не хватало денег на еду, его подкармливали состоятельные однокурсники. Иногда у юноши даже не было ботинок, и их приходилось брать взаймы у друзей. Но ко всем трудностям парень относился с философской точки зрения и говорил, что вещи подчиняются ему, а не наоборот.

Философия

Ученые разделяют философское творчество Иммануила Канта на два периода: докритический и критический. Докритический период – это становление философской мысли Канта и медленное освобождение от школы Христиана Вольфа, чья философия господствовала в Германии. Критическое время в творчестве Канта – мысль о метафизике как о науке, а также создание нового учения, которое базируется на теории активности сознания.


Первые издания работ Иммануила Канта

Первое сочинение «Мысли об истинной оценке живых сил» Иммануил пишет в университете под влиянием преподавателя Кнутцена, однако публикуется работа в 1749 году благодаря материальной помощи дядюшки Рихтера.

Канту не удалось окончить университет из-за материальных трудностей: в 1746 году умирает Иоганн Георг Кант, и, чтобы прокормить семью, Иммануилу приходится работать домашним учителем и почти десять лет обучать детей из семей графов, майоров и священников. В свободное время Иммануил писал философские сочинения, которые вошли в основу его трудов.


Дом пастора Андерша, в котором Кант преподавал в 1747-1751 годах

В 1755 году Иммануил Кант вернулся в Кенигсбергский университет, чтобы защитить диссертацию «Об огне» и получить степень магистра. Осенью философ получает докторскую степень за работу в области теории познания «Новое освещение первых принципов метафизического познания» и начинает преподавать в университете логику и метафизику.

В первом периоде деятельности Иммануила Канта интерес ученых привлекла космогоническая работа «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой Кант рассказывает о происхождении Вселенной. В своем сочинении Кант опирается не на теологию, а на физику.

Также в этот период Кант изучает теорию пространства с физической точки зрения и доказывает существование Высшего Разума, от которого берут начало все явления жизни. Ученый считал, что, если есть материя, значит, существует Бог. По мнению философа, человек должен признать необходимость существования кого-либо, кто стоит за материальными вещами. Эту мысль Кант излагает в своей центральной работе «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога».


Критический период в творчестве Канта возник тогда, когда он начал преподавать логику и метафизику в университете. Гипотезы Иммануила менялись не сразу, а постепенно. Первоначально Иммануил изменил взгляды на пространство и время.

Именно в период критицизма Кантом были написаны выдающиеся работы по гносеологии, этике и эстетике: труды философа стали основой мирового учения. В 1781 году Иммануил расширил свою научную биографию, написав одну из своих фундаментальных работ «Критика чистого разума», в которой подробно описал понятие категорического императива.

Личная жизнь

Кант не отличался красотой, он был низкого роста, имел узкие плечи и впалую грудь. Однако Иммануил старался поддерживать себя в порядке и часто посещал портного и парикмахера.

Философ вел затворнический образ жизни и никогда не женился, по его мнению, любовные отношения мешали бы научной деятельности. По этой причине ученый так и не завел семью. Однако Кант любил женскую красоту и наслаждался ею. К старости Иммануил ослеп на левый глаз, поэтому во время обеда просил, чтобы какая-нибудь юная красавица села справа от него.

Неизвестно, был ли ученый влюблен: Луиза Ребекка Фриц в преклонном возрасте вспоминала, что она нравилась Канту. Также Боровский говорил, что философ два раза любил и намеревался жениться.


Иммануил никогда не опаздывал и соблюдал распорядок дня с точностью до минуты. Он каждый день ходил в одно кафе, дабы выпить чашку чая. Причем Кант приходил в одно и то же время: официантам даже на часы не приходилось смотреть. Эта особенность философа касается даже обычных прогулок, которые он любил.

Ученый был слаб здоровьем, но разработал собственную гигиену организма, поэтому дожил до преклонного возраста. Каждое утро Иммануила начиналось в 5 часов. Не снимая ночной одежды, Кант отправлялся в рабочий кабинет, где слуга философа Мартин Лампе подготавливал хозяину чашечку слабенького зеленого чая и курительную трубку. По воспоминаниям Мартина, у Канта была странная особенность: находясь в кабинете, ученый надевал треуголку прямо поверх колпака. Затем он медленно попивал чай, раскуривал табак и читал план предстоящей лекции. За рабочим столом Иммануил проводил минимум два часа.


В 7 утра Кант переодевался и спускался в лекционный зал, где его ждали преданные слушатели: иногда даже не хватало мест. Читал он лекции медленно, разбавляя философские идеи юмором.

Иммануил обращал внимание даже на незначительные детали в образе собеседника, он не стал бы общаться со студентом, который неряшливо одет. Кант даже позабыл, о чем рассказывал слушателям, когда увидел, что у одного из учеников отсутствует пуговица на рубахе.

После двухчасовой лекции философ возвращался в кабинет и вновь переодевался в ночную пижаму, колпак и надевал треуголку сверху. За рабочим столом Кант проводил 3 часа 45 минут.


Потом Иммануил готовился к обеденному приему гостей и велел кухарке подготовить стол: философ ненавидел трапезничать в одиночестве, тем более кушал ученый один раз в день. Стол изобиловал едой, единственное, чего не было на трапезе, так это пиво. Кант не любил солодовый напиток и считал, что у пива, в отличие от вина, дурной вкус.

Обедал Кант любимой ложкой, которую хранил вместе с деньгами. За столом обсуждались новости, происходящие в мире, но никак не философия.

Смерть

Остаток жизни ученый прожил в домике, находясь в достатке. Несмотря на тщательное слежение за здоровьем, организм 75-летнего философа начал ослабевать: сначала его покинула физическая сила, а затем рассудок начал мутнеть. В преклонных годах Кант не мог читать лекции, а за обеденным столом ученый принимал только близких друзей.

Кант отказался от любимых прогулок и пребывал дома. Философ пробовал написать сочинение «Система чистой философии во всей ее совокупности», но у него не хватило сил.


Позже ученый стал забывать слова, а жизнь начала угасать быстрее. Скончался великий философ 12 февраля 1804 года. Перед смертью Кант сказал: «Es ist gut» («Это хорошо»).

Похоронен Иммануил возле Кафедрального собора Кёнигсберга, а над могилой Канта возвели часовню.

Библиография

  • Критика чистого разума;
  • Пролегомены ко всякой будущей метафизике;
  • Критика практического разума;
  • Основы метафизики нравственности;
  • Критика способности суждения;

Середина 18 века явилась для немецкой философии переломным моментом. Именно в это время в Германии появились выдающиеся ученые, чьи идеи и концепции изменили взгляд на философию идеального объективизма и субъективизма. Научные теории И.Канта, Г.Гегеля, Л.Фейербаха помогли по новому взглянуть на положение в обществе активно познающего мир субъекта. Именно благодаря им появился метод диалектического познания.

Иммануил Кант — первый из величайших немецких философов

Иммануила Канта по праву считают крупнейшим мировым светилом философии после Аристотеля и Платона. Будущий ученый появился на свет в 1724 году в Кенигсберге в семье мастера – шорника. Отец мечтал дать единственному сыну хорошее образование и сделать его служителем церкви. Молодой Кант окончил местный университет и стал зарабатывать себе на пропитание частными уроками, но при этом постоянно повышал свое образование. В результате он защитил диссертацию и начал преподавать в университете логику и метафизику.

Всю свою жизнь Кант подчинил строгому расписанию и пунктуально следовал ему всю жизнь. Биографы ученого отмечают, что жизнь его была бедна на события: свое существование он подчинил полностью интеллектуальному труду.

Ученый имел друзей, но никогда не манкировал своими занятиями ради общения, мог увлекаться красивыми и умными женщинами, но никогда не позволял страсти увлечь себя и отвлечь от главного, то есть от научной работы.

Два периода в деятельности Иммануила Канта

Научно-философскую деятельность Канта можно разделить на два временных периода: докритический и критический.

Первый период приходится на 50-60-е годы 18 века. На этом этапе ученого интересуют тайны мироздания и он выступает больше как математик, физик, химик, биолог, то есть материалист, который при помощи научной диалектики старается объяснить законы природы и ее саморазвитие. Основная проблема, интересующая ученого в этот период – это объяснение состояния Вселенной, Космоса. Он был первым, кто связал приливы и отливы в морях с фазами Луны и выдвинул гипотезу о зарождении нашей галактики из газовой туманности.

В более поздний «критический» период» — 70-80-е годы – Кант полностью переориентировался на проблемы человеческой нравственности и морали. Основные вопросы, на которые ученый старается ответить: что такое человек? для чего он рожден? какова цель существования человечества? что такое счастье? каковы главные законы человеческого сосуществования?

Особенностью философии Иммануила Канта является то, что он сделал предметом изучения не объект, а субъект познавательной деятельности. Только специфика деятельности познающего мир субъекта может определить возможные способы познания.

Кратко о теории и практике в философии Иммануила Канта

В теоретической философии Кант пытается определить границы и возможности человеческого познания, возможности научной деятельности и границы памяти. Он ставит перед собой вопрос: что я могу знать? как я могу это узнать?

Кант считает, что познание мира при помощи чувственных образов априори опирается на доводы рассудка, и только так можно добиться необходимого результата.

Любое событие или вещь отображаются в сознании субъекта, благодаря полученным через органы чувств сведениям. Такие отражения Кант называл явлениями. Он считал, что мы познаем не сами вещи, а только их явления. Другими словами, мы познаем «вещи в себе» и имеем свое собственное субъективное мнение обо всем, опираясь на отрицание знания (знание не может появляться из ниоткуда).

По Канту, высший способ познания сочетает в себе использование разума и опору на опыт, но рассудок отвергает опыт и старается выйти за грани разумного, в этом и заключается высшее счастье человеческого познания и существования.

Что такое антиномии?

Антиномии – это высказывания, которые опровергают друг друга. Кант приводит четыре самых известных антиномии для подтверждения своей теории о рассудке и опыте.

  1. Мир (Вселенная, Космос) имеет начало и конец, т.е. границы, поскольку все в мире имеет начало и конец. Однако Вселенная – бесконечна и непознаваема человеческим разумом.
  2. Все самое сложное можно разложить на самые простые элементы. Но в мире нет ничего простого, все сложно и чем больше мы раскладываем, тем сложнее нам объяснить полученные результаты.
  3. В мире есть свобода, однако, все живые существа постоянно подчиняются законам природы
  4. Мир имеет первопричину (бог). Но в то же время первопричины нет, все случайно, как и само существование Вселенной.

Каким образом можно объяснить эти теории и антитеории? Кант утверждал, что для того чтобы в них разобраться и придти к единому выводу, нужна вера. Кант вовсе не восставал против науки, он лишь говорил о том, что наука вовсе не всесильна и порой невозможно решить проблему, даже опираясь на всевозможные научные методы.

Основные вопросы нравственной философии Иммануила Канта

Ученый ставил перед собой глобальную задачу: постараться дать ответ на вопросы, издавна волнующие лучшие умы человечества. Для чего я здесь? Что я должен делать?

Кант считал, что для человека характерны два направления духовной деятельности: первый – чувственно-воспринимаемый, при котором мы опираемся на чувства и готовые шаблоны, и второй — умопознаваемый, достичь которого можно при помощи веры и самостоятельного восприятия окружающего мира.

И на этом втором пути действует уже не теоретический, а практический разум, поскольку, как считал Кант, нравственные законы нельзя вывести теоретически на основе опыта. Никто не может сказать, почему человек поступает так или иначе в каких-либо условиях. Это только дело его совести и других нравственных качеств, которые нельзя искусственно воспитать, их каждый человек выводит для себя самостоятельно.

Именно в это время Кант выводит высший нравственный документ – категорическое предписание, которое определяет существование человечества на всех этапах развития и при всех политических строях: поступай по отношению к другим так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Конечно, это несколько упрощенная формулировка предписания, но суть его именно такова. Кант считал, что каждый своим поведением формирует образец поступков для других: поступок в ответ на подобный поступок.

Особенности социальной философии Иммануила Канта

Философы эпохи Просвещения рассматривали прогресс в развитии человеческих общественных отношений. Кант в своих трудах пытался найти закономерности развития прогресса и пути воздействия на него. При этом он считал, что на прогресс влияет абсолютно каждый отдельный индивидуум. Поэтому для него была первична разумная деятельность всего человечества в целом.

При этом Кант рассматривал причины несовершенства человеческих отношений и находил их во внутренних конфликтах каждого человека в отдельности. То есть, пока мы страдаем из-за собственного эгоизма, честолюбия, жадности или зависти, мы не сможем создать совершенное общество.

Идеалом государственного устройства философ считал республику, которой управляет мудрый и справедливый человек, наделенный всеми полномочиями абсолютной власти. Как Локк и Гоббс, Кант считал, что необходимо отделить законодательную власть от исполнительной, при этом необходимо упразднить феодальные права на землю и крестьян.

Особое внимание Кант уделял вопросам войны и мира. Он считал, что возможно провести мировые переговоры, направленные на установление вечного мира на планете. Иначе войны разрушат все достижения с таким трудом достигнутые человечеством.

Чрезвычайно интересны условия, при которых, по мнению философа, все войны прекратились бы:

  1. Все территориальные притязания должны быть уничтожены,
  2. Должен существовать запрет на продажу, покупку и передачу по наследству государств,
  3. Постоянные армии должны быть уничтожены,
  4. Никакое государство не должно предоставлять денежные или любые другие займы для подготовки войны,
  5. Никакое государство не имеет право вмешиваться во внутренние дела другого государства,
  6. Недопустимо вести шпионаж или организовывать террористические акты, чтобы подорвать доверие между государствами.

Конечно, эти идеи можно назвать утопическими, но ученый считал, что человечество со временем достигнет такого прогресса в социальных отношениях, что сможет решать все вопросы урегулирования международных отношений путем мирных переговоров.

нем. Immanuel Kant

немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии

Краткая биография

Крупнейший немецкий ученый, философ, основатель немецкой классической философии, человек, чьи труды оказали огромное влияние на развитие философской мысли XVIII и последующих столетий.

В 1724 г., 22 апреля, Иммануил появился на свет в прусском Кенигсберге. С этим городом будет связана вся его биография; если Кант и покидал его пределы, то на небольшое расстояние и ненадолго. Будущий великий философ родился в небогатой многодетной семье; отцом его был простой ремесленник. Одаренность Иммануила заметил доктор теологии Франц Шульц и помог ему стать учащимся престижной гимназии «Фридрихс коллегиум».

В 1740 г. Иммануил Кант становится студентом Кенигсбергского университета «Альбертину», однако смерть отца помешала ему отучиться полностью. В течение 10 лет Кант, материально обеспечивая семью, работает домашним учителем в разных семьях, покинув родной Кенигсберг. Непростые житейские обстоятельства не мешают ему заниматься научной деятельностью. Так, в 1747-1750 гг. в центре внимания Канта была собственная космогоническая теория происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, актуальность которой не утрачена до настоящего времени.

В 1755 г. состоялось его возвращение в Кенигсберг. Канту наконец удалось не только закончить университетское образование, но и, защитив несколько диссертаций, получить степень доктора и право заниматься преподавательской деятельностью как доцент и профессор. В стенах своей альма-матер он проработал четыре десятка лет. До 1770 г. Кант трудился экстраординарным доцентом, после - ординарным профессором кафедры логики и метафизики. Философские, физические, математические и другие дисциплины Иммануил Кант преподавал студентам вплоть до 1796 г.

Год 1770-ый стал рубежом и в его научной биографии: он делит его творчество на т.н. докритический и критический периоды. Во втором был написан ряд фундаментальных трудов, которые не просто пользовались огромным успехом, но и позволили Канту войти в круг выдающихся мыслителей столетия. К области гносеологии относится его работа «Критика чистого разума» (1781), этики - «Критика практического разума» (1788). В 1790 г. было опубликовано затрагивающее вопросы эстетики сочинение «Критика способности суждения». Мировоззрение Канта как философа формировалось в определенной мере благодаря изучению сочинений , Юма и ряда других мыслителей.

В свою очередь, влияние трудов самого Иммануила Канта на последующее развитие философской мысли сложно переоценить. Немецкая классическая философия, основателем которой он являлся, в дальнейшем включила в себя крупные философские системы, разработанные Фихте, Шеллингом, Гегелем . Испытало на себе воздействие учения Канта романтическое движение. В философии Шопенгауэра также прослеживается влияние его идей. Во второй половине XIX ст. было весьма актуальным «неокантианство», в веке XX философское наследие Канта повлияло, в частности, на экзистенциализм, феноменологическую школу и др.

В 1796 г. Иммануил Кант перестал читать лекции, в 1801 г. уволился из университета, но не прекращал научной деятельности до 1803 г. Мыслитель никогда не мог похвастаться железным здоровьем и нашел выход в четком распорядке дня, неукоснительном следовании собственной системе, полезным привычкам, которые удивляли даже педантичных немцев. Кант так и не связал свою жизнь ни с одной из женщин, хотя не имел ничего против прекрасного пола. Размеренность и аккуратность помогли ему прожить дольше, чем многие его ровесники. Скончался в родном Кенигсберге 12 февраля 1804 г.; похоронили его в профессорском склепе городского кафедрального собора.

Биография из Википедии

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Иммануил с самого детства отличался слабым здоровьем. Его мать старалась дать сыну максимально качественное образование. Она поощряла в сыне любознательность и фантазию. До конца жизни Кант вспоминал о матери с большой любовью и благодарностью. Отец же воспитал в сыне любовь к труду. Под попечением доктора теологии Ф. А. Шульца, заметившего в нём одарённость, окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум» (de:Collegium Fridericianum), а затем в 1740 году поступил в Кёнигсбергский университет. Там было 4 факультета - теологический, юридический, медицинский и философский. Неизвестно точно, какой факультет выбрал Кант. Сведений об этом не сохранилось. Биографы разнятся в своих предположениях. Интерес к философии у Канта проснулся благодаря профессору Мартину Кнутцену. Кнутцен был пиетистом и вольфианцем, увлечённым английским естествознанием. Именно он вдохновил Канта на написание работы по физике.

Эту работу Кант начал на четвёртом году учёбы. Эта работа шла медленно. У молодого Канта было мало знаний и навыков. Он был беден. Его мать к тому времени умерла, а отец еле сводил концы с концами. Кант подрабатывал уроками; кроме того, ему старались помогать богатые одноклассники. Также помог ему пастор Шульц и родственник по материнской линии, дядя Рихтер. Есть сведения, что именно Рихтер взял на себя большую часть расходов по опубликованию дебютной работы Канта - «Мысли об истинной оценке живых сил». Кант писал её 3 года и 4 года печатал. Работа была полностью допечатана лишь в 1749 году. Работа Канта вызвала различные отклики; среди них было немало критики.

Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, он на 10 лет становится домашним учителем в Юдшене (ныне Веселовка). Именно в это время, в 1747-1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.

В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии. Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента - на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу.

Период господства Российской империи над Восточной Пруссией был наименее продуктивным в творчестве Канта: за все годы из-под пера философа вышли лишь несколько эссе, посвящённых землетрясениям, но сразу же после его окончания Кант издал целую серию работ.

В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей. Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по физике и физической географии (Иммануил Кант после полученного отказа весьма интенсивно занимался частными уроками: он преподавал даже фортификацию и пиротехнику).

Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами; так, в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов.

С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин - философских, математических, физических.

Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

  • что я могу знать? (метафизика);
  • что я должен делать? (мораль);
  • на что я смею надеяться? (религия);
наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача - что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет).

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

  • «Критика чистого разума» (1781) - гносеология (эпистемология)
  • «Критика практического разума» (1788) - этика
  • «Критика способности суждения» (1790) - эстетика

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Говорил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог - то не хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно беседовал с женщинами, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр.

Существует мнение, что Кант иногда проявлял юдофобию.

Кант писал: «Sapere aude! - имей мужество пользоваться собственным умом! - таков… девиз Просвещения».

Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

Этапы научной деятельности

Кант прошёл в своём философском развитии два этапа: «докритический» и «критический». (Эти понятия определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781 год; «Критика практического разума», 1788 год; «Критика способности суждения», 1790 год).

I этап (до 1770 года) - Кант разрабатывал вопросы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами:

  • разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 год);
  • наметил идею генеалогической классификации животного мира, то есть распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения;
  • выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;
  • изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) - занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими (общефилософскими) проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Философия

Гносеология

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», априорный, или внеопытный). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений - «Как возможны синтетические суждения априори?». Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий. Эти суждения Кант отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл понятий. Аналитические и синтетические суждения различаются тем, вытекает ли содержание предиката суждения из содержания его субъекта (таковы аналитические суждения) или, наоборот, добавляется к нему «извне» (таковы синтетические суждения). Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» - «из опыта».

Аналитические суждения всегда априорны: опыт для них не нужен, поэтому апостериорных аналитических суждений не бывает. Соответственно, опытные (апостериорные) суждения всегда синтетичны, поскольку их предикаты черпают из опыта содержание, которого не было в субъекте суждения. Что касается априорных синтетических суждений , то они, согласно Канту, входят в состав математики и естествознания. Благодаря априорности, эти суждения содержат всеобщее и необходимое знание, то есть такое, которое невозможно извлечь из опыта; благодаря синтетичности, такие суждения дают прирост знания.

Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь - всеобщность и необходимость - не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности разума (в широком смысле). Выявление этой деятельности разума в отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием. «Я называю трансцендентальным… познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов…», - пишет Кант.

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует исходить из того, что не наши познавательные способности соответствуют миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: разум является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того чувственного содержания («материи»), которое даётся миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности разума) - вещь-в-себе, и мир как он дан в явлении, то есть в опыте.

В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это априорные формы чувства (чувственного созерцания)- пространство (внешнее чувство) и время (внутреннее чувство). В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. На вопрос, как возможна чистая, то есть теоретическая, математика, Кант отвечает: она возможна как априорная наука на основе чистых созерцаний пространства и времени. Чистое созерцание (представление) пространства лежит в основе геометрии (трёхмерность: например, взаиморасположение точек и прямых и других фигур), чистое представление времени - в основе арифметики (числовой ряд предполагает наличие счёта, а условием для счёта является время).

Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез. Рассудок, согласно Канту, имеет дело с априорными категориями, которые суть «формы мышления». Путь к синтезированному знанию лежит через синтез ощущений и их априорных форм - пространства и времени - с априорными категориями рассудка. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить» (Кант). Познание достигается путём соединения созерцаний и понятий (категорий) и представляет собой априорное упорядочение явлений, выражающееся в конструировании предметов на основе ощущений.

  • Категории количества
    • Единство
    • Множество
    • Цельность
  • Категории качества
    • Реальность
    • Отрицание
    • Ограничение
  • Категории отношения
    • Субстанция и принадлежность
    • Причина и следствие
    • Взаимодействие
  • Категории модальности
    • Возможность и невозможность
    • Существование и несуществование
    • Необходимость и случайность

Чувственный материал познания, упорядоченный посредством априорных механизмов созерцания и рассудка, становится тем, что Кант называет опытом. На основе ощущений (которые можно выразить констатациями типа «это жёлтое» или «это сладкое»), которые оформляются через время и пространство, а также через априорные категории рассудка, возникают суждения восприятия: «камень тёплый», «солнце круглое», затем - «солнце светило, а потом камень стал тёплым», и далее - развитые суждения опыта, в которых наблюдаемые объекты и процессы подведены под категорию причинности: «солнце вызвало нагревание камня» и т. д. Понятие опыта у Канта совпадает с понятием природы: «…природа и возможный опыт - совершенно одно и то же» представление я мыслю , которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть одним и тем же во всяком сознании». Как пишет И. С. Нарский, трансцендентальная апперцепция Канта - это «принцип постоянства и системной организации действия категорий, вытекающей из единства применяющего их, рассуждающего „я“. (…) Она есть общая для… эмпирических „я“ и в этом смысле объективная логическая структура их сознания, обеспечивающая внутреннее единство опыта, науки и природы».

В «Критике» много места уделяется тому, как представления подводятся под понятия рассудка (категории). Здесь решающую роль играют способность суждения, воображение и рассудочный категориальный схематизм. Согласно Канту, между созерцаниями и категориями должно быть посредствующее звено, благодаря которому абстрактные понятия, каковыми являются категории, оказываются способными организовывать чувственные данные, превращая их в законосообразный опыт, то есть в природу. Посредником между мышлением и чувственностью у Канта выступает продуктивная сила воображения . Эта способность создаёт схему времени как «чистого образа всех предметов чувств вообще». Благодаря схеме времени существует, например, схема «множественности» - число как последовательное присоединение друг к другу единиц; схема «реальности» - бытие предмета во времени; схема «субстанциальности» - устойчивость реального предмета во времени; схема «существования» - наличие предмета в определённое время; схема «необходимости» - наличие некоего предмета во всякое время. Продуктивной силой воображения субъект, по Канту, порождает основоположения чистого естествознания (они же - наиболее общие законы природы). Согласно Канту, чистое естествознание есть результат априорного категориального синтеза.

Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений . Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности; по Канту, оно возникает благодаря активной творческой деятельности бессознательной продуктивной силы воображения.

Наконец, описав эмпирическое применение рассудка (то есть применение его в опыте), Кант задаётся вопросом возможности чистого применения разума (рассудок, согласно Канту - низшая ступень разума, применение которой ограничивается сферой опыта). Здесь возникает новый вопрос: «Как возможна метафизика?». В результате исследования чистого разума Кант показывает, что разум, когда он пытается получить однозначные и доказательные ответы на собственно философские вопросы, неизбежно ввергает себя в противоречия; это означает, что разум не может иметь трансцендентного применения, которое позволило бы ему достигать теоретического знания о вещах в себе, поскольку, стремясь выйти за пределы опыта, он «запутывается» в паралогизмах и антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которых одинаково обосновано); разум в узком смысле - как противоположность оперирующему категориями рассудку - может иметь только регулятивное значение: быть регулятором движения мысли к целям систематического единства, давать систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание.

Кант утверждает, что решение антиномий «никогда нельзя найти в опыте…».

Решением первых двух антиномий Кант считает выявление ситуации, при которой «сам вопрос не имеет смысла». Кант утверждает, как пишет И. С. Нарский, «что к миру вещей в себе вне времени и пространства свойства „начала“, „границы“, „простоты“ и „сложности“ не применимы, а мир явлений никогда не бывает нам дан во всей полноте именно как целостный „мир“, эмпирия же фрагментов феноменального мира вложению в эти характеристики не поддаётся…». Что касается третьей и четвёртой антиномий, то спор в них, согласно Канту «улаживается», если признать истинность их антитезисов для явлений и предположить (регулятивную) истинность их тезисов для вещей в себе. Таким образом, существование антиномий, по Канту, является одним из доказательств правоты его трансцендентального идеализма, противопоставившего мир вещей в себе и мир явлений.

Согласно Канту, всякая будущая метафизика, которая хочет быть наукой, должна принимать во внимание выводы его критики чистого разума.

Этика и проблема религии

В «Основах метафизики нравственности» и «Критике практического разума» Кант излагает теорию этики. Практический разум в учении Канта - единственный источник принципов морального поведения; это разум, перерастающий в волю. Этика Канта автономна и априорна, она устремлена на должное, а не на сущее. Её автономность означает независимость моральных принципов от внеморальных доводов и оснований. Ориентиром для кантовской этики являются не фактические поступки людей, а нормы, вытекающие из «чистой» моральной воли. Это этика долга . В априоризме долга Кант ищет источник всеобщности моральных норм.

Категорический императив

Императив - правило, которое содержит «объективное принуждение к поступку». Нравственный закон - принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления - императива.

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки эффективны для достижения определённых целей (например, удовольствия или успеха).

Принципы морали восходят к одному верховному принципу - категорическому императиву , предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели (например, требование честности). Категорический императив гласит:

  • «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом » [варианты: «поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»];
  • «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству » [вариант формулировки: «относись к человечеству в своём лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда как к цели и никогда - только как к средству»];
  • «принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы »: следует «совершать всё, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы».

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Существование человека «имеет в себе самом высшую цель…»; «… только нравственность и человечество, поскольку оно к ней способно, обладают достоинством», - пишет Кант.

Долг есть необходимость действия из уважения к нравственному закону.

В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

  • человек как явление;
  • человек как вещь в себе.

Поведение первого определено исключительно внешними обстоятельствами и подчиняется гипотетическому императиву. Поведение второго должно подчиняться категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться и практическими интересами, и моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу, и так возникает «антиномия практического разума».

В качестве условий применимости категорического императива в мире явлений Кант выдвигает три постулата практического разума. Первый постулат требует полной автономии человеческой воли, её свободы. Этот постулат Кант выражает формулой: «Ты должен, значит ты можешь». Признавая, что без надежды на счастье у людей не хватило бы душевных сил исполнять свой долг вопреки внутренним и внешним препятствиям, Кант выдвигает второй постулат: «должно существовать бессмертие души человека». Антиномию стремления к счастью и стремления к добродетели Кант, таким образом, разрешает путём перенесения надежд личности в сверхэмпирический мир. Для первого и второго постулатов нужен гарант, а им может быть только Бог, значит, он должен существовать - таков третий постулат практического разума.

Автономность этики Канта означает зависимость религии от этики. Согласно Канту, «религия ничем не отличается от морали по своему содержанию».

Учение о праве и государстве

Государство - объединение множества людей, подчинённых правовым законам.

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных. Кант признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чём угодно, только повинуйтесь».

Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица).

В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Он высказывается за создание равноправного союза народов. Кант считал, что такой союз приближает человечество к осуществлению идеи вечного мира.

Учение о целесообразности. Эстетика

В качестве соединительного звена между «Критикой чистого разума» и «Критикой практического разума» Кант создаёт «Критику способности суждения», в центре внимания которой - понятие целесообразности. Субъективная целесообразность, согласно Канту, присутствует в эстетической способности суждения, объективная - в телеологической. Первая выражается в гармонии эстетического предмета.

В эстетике Кант различает два вида эстетических идей - прекрасное и возвышенное. Эстетическое - это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное - это совершенство, связанное с формой. У Канта прекрасное выступает как «символ нравственно доброго». Возвышенное - это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного - шторм. Пример математически возвышенного - горы. Гений - это человек, способный к воплощению эстетических идей.

Телеологическая способность суждения связана с понятием живого организма как проявления целесообразности в природе.

О человеке

Воззрения Канта на человека отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 год). Главная её часть состоит из трёх разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.

Человек - это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание.

Человек - это высшая ценность, это личность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Человек не проявляет его только тогда, когда рассматривает своё «Я» не как весь мир, а только как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.

Человек может иметь неосознанные представления - «тёмные». Во мраке может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений.

От сексуального чувства (страсти) мутится разум. Но у человека на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма.

Анализу Канта подверглось такое понятие, как гений. «Талант к изобретению называютгением».

Память

  • В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Иммануила Канта кратеру на видимой стороне Луны.
  • Популярные биографии

Кто такой Иммануил Кант

В зависимости от вашей точки зрения Кант был либо скучнейшим человеком на планете, либо воплощением мечты любого адепта продуктивности. Больше 40 лет подряд он просыпался в пять утра и ровно три часа писал. Четыре часа читал лекции в университете, потом обедал в одном и том же ресторане. Во второй половине дня он выходил на длительную прогулку по одному и тому же парку, шёл одной и той же дорогой, возвращался домой в одно и то же время. Каждый день.

В чём заключается моральная философия Канта

Моральная философия определяет наши ценности - что для нас важно, а что неважно. Ценности определяют наши решения, поступки и убеждения. Поэтому моральная философия затрагивает абсолютно всё в нашей жизни.

Моральная философия Канта уникальна и на первый взгляд противоречит интуиции. Он был уверен: что-то может считаться хорошим, только если оно универсально. Нельзя назвать поступок правильным в одной ситуации и неправильным в другой.

Проверим, применимо ли это правило к другим поступкам:

  • Лгать неэтично, потому что вы дезориентируете человека для достижения собственных целей. То есть используете его как средство.
  • Жульничать неэтично, потому что так вы подрываете ожидания других разумных существ. Вы относитесь к правилам, на которые согласились вместе с другими, как к средству для достижения своей цели.
  • Прибегать к насилию неэтично по тем же причинам: вы используете человека для достижения личных или политических целей.

Что ещё попадает под действие этого принципа

Лень

Зависимость

Обычно мы считаем зависимость аморальной, потому что она наносит вред окружающим. Но Кант утверждал, что злоупотребление алкоголем в первую очередь аморально по отношению к самому себе.

Он не был совсем занудой. За обедом Кант выпивал немного вина, а по утрам курил трубку. Он не выступал против всех удовольствий. Он был против чистого эскапизма. Кант считал, что нужно смотреть проблемам в лицо. Что страдание иногда оправданно и необходимо. Поэтому использовать алкоголь или другие средства для того, чтобы , неэтично. Вы используете свой рассудок и свободу как средство для достижения определённой цели. В данном случае - чтобы в очередной раз словить кайф.

Желание угодить другим

Что же тут неэтичного, скажете вы. Разве старание сделать людей счастливыми не проявление нравственности? Не в том случае, когда вы делаете это ради одобрения. Когда вы хотите угодить, ваши слова и поступки больше не отражают настоящие мысли и чувства. То есть вы используете самого себя для достижения цели.

Манипуляции и принуждение

Даже когда вы не лжёте, но общаетесь с человеком, чтобы получить от него что-то без его чётко выраженного согласия, вы ведёте себя неэтично. Кант придавал много значения согласию. Он считал, что это единственная возможность для здоровых взаимоотношений между людьми. Для того времени это была радикальная идея, да и сегодня нам трудно её принять.

Сейчас вопрос согласия острее всего стоит в двух сферах. Во-первых, секс и романтические отношения. По правилу Канта, всё, кроме чётко выраженного и трезвого , этически неприемлемо. Сегодня это особенно наболевший вопрос. Лично у меня впечатление, что люди его слишком усложняют. Уже начинает казаться, что на свидании нужно 20 раз спросить разрешения, прежде чем что-то сделать. Это не так.

Главное - проявлять уважение. Скажите, что вы чувствуете, спросите, что чувствует другой человек, и с уважением примите ответ. Всё. Никаких сложностей.

Предубеждения

У многих мыслителей эпохи Просвещения были расистские взгляды, в то время это было распространено. Хотя Кант тоже высказывал их в начале карьеры, позднее он сменил мнение. Он понял, что ни у одной расы нет права порабощать другую, ведь это классический пример отношения к людям как к средству для достижения цели.

Кант стал яростным противником колониальной политики. Он говорил, что жестокость и угнетение, необходимые для порабощения народа, разрушают человечность людей независимо от их расы. Для того времени это была настолько радикальная идея, что многие называли её абсурдной. Но Кант считал, что единственный способ предотвратить войны и угнетение - это международное правительство, объединяющее государства. Несколько веков спустя на основе этого была создана Организация Объединённых Наций.

Саморазвитие

Большинство философов Просвещения считали, что лучший способ жить - как можно больше увеличивать счастье и сокращать страдания. Такой подход называется утилитаризмом. Это и сегодня самый распространённый взгляд.

Кант смотрел на жизнь совершенно по-другому. Он считал так: если хочешь сделать мир лучше, . Вот как он это объяснял.

В большинстве случаев невозможно узнать, заслуживает человек счастья или страдания, потому что невозможно узнать его настоящие намерения и цели. Даже если стоит сделать кого-то счастливым, неизвестно, что именно для этого нужно. Вы не знаете чувств, ценностей и ожиданий другого человека. Не знаете, как ваш поступок на нём скажется.

К тому же неясно, из чего именно состоит счастье или страдание. Сегодня может причинять вам невыносимую боль, а через год вы будете считать это лучшим, что с вами происходило. Поэтому единственный логичный способ сделать мир лучше - это стать лучше самому. Ведь единственное, что вы знаете хоть сколько-то точно, - это вы сами.

Кант определял саморазвитие как способность придерживаться категорических императивов. Он считал это долгом каждого. С его точки зрения, награда или наказание за невыполнение долга даётся не в раю или аду, а в той жизни, которую каждый создаёт для себя. Следование моральным принципам делает жизнь лучше не только для вас, но и для всех вокруг. Точно так же нарушение этих принципов создаёт лишние страдания для вас и окружающих.

Правило Канта запускает эффект домино. Став честнее с собой, вы станете честнее и с другими. Это, в свою очередь, вдохновит людей быть честнее с собой и внесёт в их жизнь.

Если бы правила Канта придерживалось достаточное количество людей, мир изменился бы к лучшему. Причём сильнее, чем от целенаправленных действий какой-то организации.

Самоуважение

Уважение к себе и уважение к окружающим взаимосвязаны. Обращение с собственной психикой - это шаблон, который мы применяем для взаимодействия с другими людьми. Вы не добьётесь больших успехов с другими, пока не разберётесь с собой.

Самоуважение не в том, чтобы лучше себя чувствовать. Это понимание своей ценности. Понимание, что каждый человек, кем бы он ни был, заслуживает базовых прав и уважения.

С точки зрения Канта, говорить себе, что ты ничего не стоящий кусок дерьма, так же неэтично, как говорить это другому человеку. Причинять вред себе так же отвратительно, как причинять вред окружающим. Поэтому любовь к себе и - это не то, чему можно научиться, и не то, что можно практиковать, как говорят сегодня. Это то, что вы призваны культивировать в себе с точки зрения этики.

Философия Канта, если глубоко в неё погрузиться, полна противоречий. Но его первоначальные идеи настолько сильны, что, несомненно, изменили мир. И изменили меня, когда я наткнулся на них год назад.

Большую часть времени в промежутке от 20 до я потратил на некоторые пункты из вышеперечисленного списка. Мне казалось, они сделают мою жизнь лучше. Но чем больше я к этому стремился, тем опустошённее себя чувствовал. Чтение Канта стало озарением. Он открыл для меня удивительную вещь.

Не так важно, что именно мы делаем, важна цель этих действий. Пока вы не нашли правильную цель, вы не найдёте ничего стоящего.

Кант не всегда был помешанным на распорядке занудой. В молодости он тоже любил повеселиться. Он засиживался допоздна с друзьями за вином и картами. Он поздно вставал, слишком и устраивал большие вечеринки. Только в 40 Кант забросил всё это и создал свой знаменитый распорядок. По его словам, он осознал нравственные последствия своих действий и решил, что больше не позволит себе растрачивать драгоценное время и силы.

Кант называл это «развивать характер». То есть строить жизнь, стараясь максимально раскрыть свой потенциал. Он считал, что у большинства не получится развить характер до зрелого возраста. В молодости людей слишком соблазняют различные удовольствия, их бросает из стороны в сторону - от воодушевления к отчаянию и обратно. Мы слишком зациклены на накоплении средств и не видим, какие нами двигают цели.

Чтобы , человек должен научиться управлять своими поступками и собой. Мало кто сможет добиться этой цели, но Кант считал, что это именно то, к чему каждый обязан стремиться. Единственное, к чему стоит стремиться.

Иммануил Кант (1724-1804) - это немецкий ученый и философ. Кант считается родоначальником немецкого классического идеализма. Родным городом И. Канта является Кенигсберг. Здесь же он учился и впоследствии работал. С 1755 года по 1770 год Кант имел звание доцента, а в период с 1770 г. по 1796 г. - профессора университета.

Еще до 1770 года Иммануил Кант создал "небулярную" космогоническую гипотезу. Эта гипотеза обосновывала возникновение и эволюцию планетной системы в соответствии с принципом первоначальной "туманности". Одновременно с этим философ предположил, что имеется Большая вселенной галактик, причем она находится вне нашей Галактики.

Кроме того, Кантом было разработано учение о замедлении, которое является итогом приливного трения. Последнее имеет место в результате суточного вращения Земли.

Ученый размышлял и об относительности покоя и движения. Все эти исследовательские работы в чем-то повлияли на формировании диалектики. Иммануил Кант считается основателем "трансцендентального" ("критического") идеализма. Этому вопросу посвящены следующие труды Канта:
. "Критика чистого разума" - 1781 год;
. "Критика практического разума" - 1788 год;
. "Критика способности суждения" - 1790 год и др.

Иммануил Кант пересматривает понятие "веры" (которая все-таки остается в его учении) и наполняет его новым философским смыслом (который существенно отличается от теологического). По мнению философа, вера в старом ее понимании вводила людей в заблуждение и заставляла подчиняться суевериям и т.п.

Разрушая постулаты религии, Кант тем не менее остается искренним христианином - он верит в такого Бога, который бы не ограничивал свободу человека. Иммануил Кант рассматривает человека как морального субъекта, причем вопросы этики в учении этого философа становятся центральными.

Иммануил Кант - основатель "критического" идеализма. Переход к подобным воззрениям состоялся в 1770 году. Уже в 1781 году свет увидел труд Канта "Критика чистого разума". За этой книгой последовали "Критика практического разума" (опубликована в 1788 году) и "Критика способности суждения" (опубликована в 1790 году). Эти труды содержали в себе суть "критической" теории познания, учение о целесообразности природы, а также рассуждения по поводу эстетики и этики. Философ пытается обосновать тот факт, что необходимо раскрыть границы познавательных способностей человека и исследовать формы познания. Без подобной предварительной работы не представляется возможным построение системы умозрительной философии. Последнее понятие во времена Канта было синонимично понятию "метафизики". Такого рода исследовательская работа приводит немецкого ученого к агностицизму. Он ратует за то, что наше познание не может воспринять природу вещей, как эти вещи существуют сами по себе. Причем эта невозможность по Канту принципиальна. Более того, познание человека применимо лишь по отношению к "явлениям", то есть способу, с помощью которого опыт человека позволяет обнаружить эти самые вещи. Развивая свое учение, Кант говорит, что только естествознание и математика содержат в себе достоверное теоретическое знание, что, по мысли философа, обусловлено наличием в сознании человека "априорных" форм чувственного созерцания. Философ полагает, что изначально в разуме человека имеется стремление к безусловному знанию, которое ничем нельзя искоренить. Эта особенность связана с высшими этическими запросами. Все это приводит к тому, что рассудок человека пытается найти решение вопросов, связанных с границами мира, теми процессами, которые в нем протекают, существованием Бога, наличием неделимых элементов мира и т.д. Иммануил Кант полагал, что противоположные друг другу суждения (такие как: атомы существуют и неделимых частиц нет, мир безграничен или имеет пределы и т.п.) могут быть обоснованы с абсолютно равной доказательностью. Отсюда следует, что разум как бы раздваивается в противоречиях, то есть по своей природе антиномичен. Однако Кант уверен, что подобные противоречия являются всего лишь кажущимися, и решение такой загадки состоит в ограничении знания в пользу веры. Таким образом, делается акцент на различении "вещей в себе" и "явлений". При этом "вещи в себе" как раз и должны быть признаны непознаваемыми. Получается, что человек в одно и тоже время и свободен, и не свободен. Свободен, потому что является субъектом непознаваемого сверхчувственного мира. Несвободен, потому что по сути является существом в мире явлений.

Иммануил Кант являлся искренним христианином. Философ крайне непримиримо относился к атеизму. Но Кант признается и одним из разрушителей и критиков религиозного мировоззрения. В философском учении этого человека нет места вере, которая способна заменить знание, причем Кант критикует все виды веры. Он говорит, что вера происходит из потребности человека сократить границы неопределенного в окружающем его мире. Вера нужна для того, чтобы нейтрализовать ощущение того, что жизнь человека негарантированна. Таким образом, немецкий философ вступает в некий конфликт с теологическим учением. Однако Иммануил Кант, подвергая критике многие религиозные постулаты, разрушал религию как ее искренний приверженец (как бы это парадоксально не звучало). Он предъявив религиозному сознанию нравственные требования, непосильные для него, в тоже время выступил со страстной защитой Бога. Такого Бога, вера в которого не забирала бы у человека моральное достоинство и не ограничивала бы его свободу. Кант заостряет внимание на том, что вера главным образом является неким вариантом расчетливости. Именно поэтому на протяжении многих лет она приводила к слепому повиновению народа вождям, существованию различных суеверий, появлению религиозных движений, отсюда можно сделать вывод, что внутренняя убежденность в чем-либо, по сути, являлась малодушной верой в откровение. Несмотря на все вышеперечисленное, немецкий философ все-таки сохраняет категорию "веры" в разработке своей теории. Однако в своем учении он ратует за иное понимание веры. Он наполняет это понятие философским и психологическим смыслом, отличным от теологической трактовки. В своих произведениях Кант задается определенными вопросами. "Критика чистого разума" ставит вопрос о том, что же человек может знать. "Критика практического разума" спрашивает о том, что же человек должен делать. И, наконец, "Религия в пределах только разума" задается вопросом, на что же человек собственно может надеяться. Таким образом, последний из вышеприведенных вопросов и обрисовывает собственно проблему веры в том виде, в каком она приводилась внутри философии Канта. Получается, что этот философ сделал бы последовательный (и в его учении вполне логичный) шаг. Если бы совсем исключил понятие "вера", заменив его другим понятием - "надежды". Чем же надежда отличается от веры? Главное отличие состоит в том, что надежда никогда не представляет собой внутреннее одушевление. Она не определяет выбор и не предшествует какому-либо действию. Более того, надежды, в принципе, простительны. Ведь в данном случае речь зачастую идет об утешении. Однако необходимо критическое и настороженное отношения к себе в том случае, если надежда является побудительной силой совершаемого поступка.

Общие законы представляют собой основу абсолютно всех суждений естественных наук. Эти законы не только общие, но и необходимые. Кант разработал учение о гносеологических условиях возможности естествознания. Предметы естественных наук, конечно, отличаются друг от друга. Однако человек может получить научное знание о них только в том случае, если все явления природы и предметы мыслятся разумом не иначе, как производные следующих трех законов. Первый - закон сохранения субстанции. Второй - закон причинности. Третий - закон взаимодействия субстанций. Кант подчеркивает тот факт, что вышеперечисленные закону принадлежат, скорее, рассудку человека, нежели природе. Познание человека непосредственно строит предмет. Конечно, речь не о том, что оно дает ему бытие (порождает предмет). Человеческое познание дает предмету форму всеобщего и необходимого знания, то есть именно ту, под какой и может познаваться. Таким образом, философ приходит к выводу, что вещи природы сообразуются с формами ума, а не наоборот. В связи с этим обстоятельством Иммануил Кант говорит, что сами по себе вещи познать нельзя, так как ничто не составляет их определения. Кант по-особому рассматривает понятие разума. Разум представляет собой способность к умозаключению - это определение дается обычной логикой. При философском обосновании разума Кант рассматривает эту способность, как нечто, чьим непосредственным результатом является возникновение "идей". Идея является понятием о безусловном, поэтому ее предмет невозможно воспринять в ходе опыта с использованием органов чувств. Ведь все, что человек получает опытным путем, обусловлено. Иммануил Кант выделяет три идеи, образуемые разумом. Первая идея - это идея о душе. Все обусловленные психические явления составляют безусловную совокупность. Вторая идея - это идея о мире. Существует бесконечно много причин обусловленных явлений. Все они в безусловной совокупности и составляют суть идеи о мире. Третья идея - это идея о боге. Ее суть состоит в том, что все обусловленные явления происходят по одной безусловной причине. Кант полагал, что естественные науки возможны лишь тогда, когда они говорят об обусловленных явлениях, которые происходят в мире. В тоже время философская наука, основанная на том, что мир представляет собой безусловное целое, невозможна. Таким образом, философ опроверг то, что существование Бога имеет некие теоретические доказательства, более того, он обосновывает, что основа такого рода доказательств является логической ошибкой. По Канту это исходит из того, что само понятие о Боге является основой для теоретического доказательства его существования. Немецкий философ говорит, что понятие ни в коем случае не может служить доказательством того, что оно и обозначает. Только опытным путем может быть обнаружено любое существование, в тоже время в существование Бога необходимо верить. Нравственное сознание человека (его "практический " разум) как раз и требует подобной веры, более того, без веры в Бога нравственный порядок в мире и не может существовать. Иммануил Кант критикует "идеи" разума.

Метафизика - теоретическая наука. Кант отверг такое понимание метафизики, но полагал, что она представляет собой важную часть в философии. Однако ее значение сводилось Кантом к "критике" разума. Подчеркивалась необходимость перехода к практическому разуму от теоретического разума.

Гносеология Канта ставит перед собой задачу преобразования метафизики в настоящую науку. Философ говорит о необходимости нахождения способа такого преобразования. А до этого требуется выявить, почему прежняя метафизика оказалась неудачна. Таким образом, задача гносеологии по Канту двуедина. Существуют два критерия - необходимость и всеобщность. Им удовлетворяют не только математические выводы, но и, как полагает Кант, выводы естествознания. Философ основательным образом изучил современное естествознание. Канта в область своего гносеологического исследования включил не только интеллект, но и чувственность. Все это придало его гносеологическому исследованию глобальный характер. Немецкий философ рассуждал следующим образом. Из-за того, что до какого-то момента метафизика развивалась плохо, то любой человек в принципе может усомниться в возможностях этой науки. В "Критике чистого разума" конкретизируется такой вопрос: "Возможна ли метафизика как наука?". Если ответ положительный, то возникает другой вопрос: "Как метафизика может стать подлинной наукой?" Кант критикует старую метафизику, опирающуюся на познание Бога, души и свободы. Одновременно с этим философ подтверждает факт возможности познания природы.

В центре размышлений Иммануила Канта стоит этика. Как уже было упомянуто ранее этот немецкий философ разделил вопросы практического разума от вопросов теоретического, причем практический разум является более широким понятием. Вопросы практического разума предполагают выяснение, что же человек должен делать. Проблемы этики выделяются в таких важных трудах Канта как "Метафизика нравов", "Основы метафизики нравственности", "Критика практического разума" и др. Каждый человек способен к моральным поступкам. При этом он на добровольной основе осуществляет свой долг. Этот факт подтверждает реальность свободы, поэтому если найти закон ее обозначающий, то на его основе возможно построение метафизики нового типа. И немецкий философ находит требуемый закон. Это категорический императив. Его суть состоит в том, что поступки любого человека должны сводиться к тому, чтобы его воля была способна оказаться основой всеобщего законодательства. Таким образом, Кант выражает закон, который можно применить к каждому разумному существу. Это обстоятельство свидетельствует о широте практического разума. По Канту закон категорического императива приобретает и такой оттенок. Человек должен быть не средством, а целью (как и человечество в целом). Получив такую формулировку данного закона, немецкий философ заявляет, что человек верит в Бога, потому что является существом моральным, а не является моральным существом потому, что верит в Бога. Кант говорит, что нецелесообразно рассуждать о человеческих обязанностях перед Богом. Точно также не следует выводить религиозные принципы построения государства.

Мораль в философии Иммануила Канта - это способ достижения требуемого результата. Это не так. В подобном понимании нравственность представляет собой не что иное, как прагматическая задача, умении достигать обозначенной цели эффективно. Нельзя поспорить с тем, что такого рода принципы нельзя отделить от жизни человека, в связи с этим немецкий философ называет их условными императивами. Однако такие правила не затрагивают проблему непосредственного определения цели, а только констатируют наличие средств для ее осуществления. Более того, не всякая цель по своей сути является нравственной, а для достижения благой цели могут быть применены и аморальные средства в том числе (пусть они даже будут эффективными). Мораль далеко не всегда одновременно совпадает с целесообразностью, именно нравственность осуждает одни цели и признает другие.

Абсолютный предел каждого человека, по мнению Канта задается нравственными законами. Они определяют ту границу, после пересечения которой человек может потерять свое достоинство. Кант понимает, что часто все на земле происходит не по этим самым нравственным законам. В связи с этим философ рассуждает о двух вопросах. Первый касается непосредственно законов морали. Второй исходит из того, как эти принципы реализуются в человеческой жизни (в опыте). Таким образом, философия морали оказывается разделенной на два аспекта - априорную и эмпирическую части. Первая представляет собой собственно мораль. Кант называет ее метафизикой нравственности. Вторая часть - это практическая антропология или эмпирическая этика. Метафизика нравственности, по мнению Канта, предшествует практической антропологии. Чтобы определить моральный закон, необходимо выявить абсолютный закон, так как именно абсолютная необходимость свойственна моральному закону. Иммануил Кант, отвечая на вопрос о выборе абсолютного начала, говорит, что таковым является добрая воля. Речь идет о чистой и безусловной воле, для которой свойственна практическая необходимость и отсутствуют какие-либо посторонние воздействия. Если за здоровьем, мужеством и др. не находится чистая добрая воля, то заявлять, что эти качества (как и многие другие) обладают безусловной ценностью, ни в коем случае нельзя. Например, самообладание может перерасти в хладнокровие, если за ним не стоит добрая воля, на которую не влияют никакие внешние мотивы.

Только для разумного существа характерно обладание волей. Воля представляет собой практический разум. Немецкий философ считает, что предназначение разума состоит в управлении человеческой волей. Разум в некоторой степени препятствует состоянию безмятежной удовлетворенности. Опыт неразумных существ (то есть животных) свидетельствует о том, что инстинкт хорошо справляется с такой задачей как, например, самосохранение. Более того, скептики античных времен принимали разум за основу всех человеческих страданий. Трудно противоречить немецкому ученому в том плане, что простые люди (которые поддаются действию природного инстинкта), гораздо чаще радуются жизни и чувствуют себя счастливыми. Говоря более простым языком: счастливее живет тот, кто живет проще. Таким образом, вряд ли разум дан человеку только для того, чтобы выявлять средства для счастья, скорее, он необходим для поиска непосредственно доброй воли. Существование чистая добрая воля в отсутствие разума невозможно. Это связано с тем, что она не включает в свое понятие никаких эмпирических элементов. Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что центральное место в философии И. Канта принадлежит отождествлению доброй воли и разума.

Путь преобразования мира связан с действиями субъектов. Основой осуществления этих действий по Канту являются нравственность и свобода. История действий человека образуют историю всего человечества. Социальные проблемы могут быть решены за счет моральных аспектов. Отношения людей должны быть построены согласно закону категорического императива, который является главным нравственным законом. Социальное действие субъекта и представляет собой суть практической философии Канта. Воля становится для человека законом под воздействием свободы. Воля, формирующаяся по законам нравственности, и свободная воля для немецкого философа представляются идентичными понятиями.

Понятия "законы" и "максимы" занимают важное место в нравственном учении Иммануила Канта. Закон отражает выражение значимости для каждой личности. Максимы представляют собой принципы воли, которые субъективны, то есть применимы к какому-то единичному лицу или группе лиц. Императивы Кант подразделяет на гипотетические и категорические. Первые исполняются только при наличии конкретных условий. Вторые являются обязательными всегда. В случае, когда речь идет о нравственности, то для нее должен быть характерен только один высший закон - это и есть категорический императив.