Неудовлетворенность жизнью, неудовлетворенность браком, неудовлетворенность работой, неудовлетворенность собой. Удовлетворенность трудовой деятельностью

Рабочая среда

Неудовлетворенность работой

Факторами, обычно связанными с неудовлетворенностью работой, являются за­работок и условия работы (например, шум, плохое освещение, плохая вентиля­ция, слишком много сотрудников в одном помещении и т. д.). Однако высокая зарплата и хорошие условия труда еще не гарантируют удовлетворенность рабо­той. На данный показатель оказывает влияние и группа факторов, которая назы­вается мотивационными факторами. В число этих факторов входит степень сложности заданий, объем работы, хорошо оцененной по выполнении, отноше­ния между сотрудниками и степень побуждения взять на себя большую ответст­венность (рис. 16.5). К несчастью, во многих объединениях при заключении кон­трактов эти факторы игнорируется. На самом деле большинство из них трудно документально зафиксировать. Однако они достаточно важны, чтобы попытаться это сделать.

Некоторые рабочие места характеризуются постоянной суетой, что является ис­точником стресса. Опасные задания или распорядок работы, токсические вещест­ва, высокий уровень шума, пыль, переохлаждение, неприятные запахи и другие факторы стресса могут привести к появлению заболевания и болезни. Интерес­ным источником информации по этой проблеме является книга «Работа в офисе может быть опасной для вашего здоровья» .

Слишком большой объем работы, даже если вам это нравится, может быть источ­ником профессионального стресса. Среди нас есть люди, которые получают такое удовольствие от работы, что совершенно не могут жить без нее, а потому загружают

себя по максимуму. Работа поглощает этих людей. Если вы никогда не задумыва­лись над тем, трудоголик вы или нет, или, быть может, вы живете или работаете с трудоголиками, пройдите предложенный на с. 350 тест и выясните это. Если вы ответите «да* больше чем на восемь вопросов, возможно, вы тоже трудоголик.

Потребность в самореализации Удовлетворенность работой
Раскрытие потенциала Независимость Креативность Самовыражение Возможность планирования своей работы Свобода в принятии решений, влияющих на работу Проявление креативности в работе Возможность роста и развития
Потребность в признании Удовлетворенность работой
Ответственность Самоуважение Признание Достижения Символы статуса Награды за заслуги Проблемная работа Совместное принятие решений Возможность продвижения
Социальныепотребности Удовлетворенность работой
Сотрудничество Принятие Любовь и симпатия Принадлежность к группе Возможность общения с другими Командный дух Дружба с коллегами
Потребностьв безопасности Удовлетворенность работой
Безопасность личности и собственности Избегание риска Избегание вреда Избегание боли Безопасные условия работы Старшинство Предельные выгоды Надлежащая сулервиэия Законы, программы и практика на предприятии
Физические потребности Удовлетворенность работой
Пища Одежда Кров Комфорт Самосохранение Приятные условии работы Адекватный заработок Периоды отдыха Устройства для охраны труда Эффективные методы работы

Рис. 16.5. Потребности человека и возможность их удовлетворения на работе



Трудоголики могут быть разных типов. Нотон разделяет трудоголиков на два типа: карьеристы и компульсивно-зависимые . Он предполагает, что трудого­лики, вовлеченные в работу (с высокой загруженностью и низким уровнем обсес-сивности и компульсивности), прекрасно справляются со своей работой, удовле-

творены ею и проявляют мало интереса к деятельности, не связанной с работой. Компульсивные трудоголики (с высокой загруженностью и высоким уровнем об-сессивности и компульсивности) нетерпеливы и некреативны, потому плохо справляются со своей работой. Нетрудоголики (с низкой загруженностью и низ­ким уровнем обсессивности и компульсивности) много времени посвящают сво­им личным делам и потому неуспешны в работе.

Скотт, Мур и Микели по-другому подразделяют трудоголиков. Компуль-сивно-зависимые трудоголики настолько сконцентрированы на работе, что у них повышается уровень тревожности, стресса, а это приводит к неблагоприятным последствиям на физическом и психологическом уровне. Трудоголики-перфек-ционисты не могут позволить себе не справляться с работой, а потому подверга­ются сильному стрессу, не получают удовлетворение от работы, что также ведет к физическим и психологическим последствиям. Трудоголики, ориентированные на достижение, не зациклены на работе, а просто усердно трудятся, чтобы до­стичь хороших результатов, удовлетворенности жизнью, снижения стресса и хо­рошего здоровья.

Ласт, Спенс и Робине предлагают трудоголическую триаду: вовлечен­ность в работу, одержимость и удовольствие от работы. Трудоголики сильно по­гружены в работу и одержимы ею, но их уровень удовлетворенности работой ни­зок. Энтузиасты характеризуются вовлеченностью в работу и им она нравится, но они не одержимы. Энтузиасты - это наиболее здоровые люди, данный стиль счи­тается более удачным.

Чтобы справиться с трудоголизмом, попробуйте следующее.

1. Сконцентрируйтесь на том, что вам нравится делать больше всего, и попы­тайтесь найти способы прекратить или минимизировать занятия тем, что

вам не нравится.

2. Спросите себя: «Чем бы я мог заниматься бесплатно?» И потом попытай­тесь направить свою работу по этому руслу.

3. Используйте свое время; не позволяйте ему использовать вас. Решите для себя, сколько времени вы отныне будете отводить на работу; затем сокра­тите свое рабочее время до этого уровня. Например, вы собираетесь пере­стать работать в половине шестого вечера, договорившись с другом совер­шить небольшую пробежку в пять сорок пять. Такие приемы позволяют трудоголикам встряхнуться и тем самым разнообразить свою жизнь.

4. Подружитесь с коллегами. Организуйте с ними позитивное времяпрепро­вождение.

5. Оставьте свободное время в вашем рабочем расписании. Например, если у вас каждые полчаса назначены рабочие встречи, попытайтесь перестроить свой график и назначать встречи каждые сорок пять минут.

6. Научитесь говорить «нет» новым требованиям к вашему времени. Если вам трудно это сделать, скажите, что вам нужно подумать над этим, и отка­житесь позже,

7. Оформите рабочее место по своему вкусу, сделайте так, чтобы оно прино­сило вам удовольствие. Вы заслуживаете этого.

8. Попытайтесь не забывать о приятных моментах своей работы: удовольст­вие от выполненного задания, свобода и возможность быть полезным дру­гим или что-то иное.

9. Усердная вовлеченность в работу подразумевает хороший объем отчетно­сти о том, как вы работаете. Как можно переструктурировать вашу работу, чтобы она стала приносить вам больше удовлетворения?

Вдобавок к этим предложениям не забывайте о том, что трудоголикам нравит­ся работать, а потому они могут не заметить того вреда, который причиняют себе. Их семьи страдают больше, чем сами трудоголики, потому что семье уделяется меньше времени, на их плечи ложится большее количество домашних хлопот из-за стиля работы трудоголиков. Чтобы предотвратить пагубное влияние трудо-голизма на семью, необходимо выделить время для семейных дел, чтобы «снять» трудоголика с телефона или отвлечь от решения трудовых проблем. Выезд на природу будет удачной для этого возможностью.

Нижегородова Л.А. г. Челябинск

Рейтинг учителя в социуме постоянно снижается. Лишь незначительный процент выпускников педагогических вузов идет работать в школы. На то есть ряд причин. На плечи педагога ложится большая ответственность, он находится в постоянном напряжении, выполняя сложную работу, к нему предъявляются высокие требования.

Профессиональная деятельность занимает важное место в жизни любого человека. Благодаря ей у человека появляется возможность реализовать свои разнообразные способности и личностный потенциал. Однако исследования, проведенные среди педагогов, констатируют, что многие из них испытывают неудовлетворенность своей деятельностью: нарастает физическая и эмоциональная напряженность, преобладают негативные эмоции.

Причины неудовлетворенности у каждого педагога разные, однако, можно отметить типичные причины этой неудовлетворенности: недостаточное материальное и моральное вознаграждение; низкий авторитет в обществе; неуважительное отношение к педагогу со стороны учеников; грубость администрации.

Когда у педагога возникает чувство неудовлетворенности, это свидетельствует о том, что появились нарушения в его профессиональном развитии. Нарастающая неудовлетворенность работой, а, следовательно, и собой в ней подтверждают о возникновении профессионального кризиса, который может возникнуть независимо от возраста или профессионального стажа.

В процессе выполнения профессиональной деятельности постоянно происходит развитие личности. Однако профессиональное развитие личности сопровождается как личностными приобретениями и ростом, так и потерями и разрушениям, т.е. профессиональными деструкциями.

Профессиональная деструкция, по мнению Э. Э. Сыманюк, - это разрушение, изменение или деформация сложившейся психологической структуры личности в процессе профессионального труда . Следовательно, возникновение и развитие профессиональных деструкций снижает продуктивность выполнения деятельности, негативно влияет на мотивацию и профессионально-педагогическую позицию. Педагог теряет интерес к своей работе, застревает на ее отрицательных моментах, предпочитает не выходить за рамки нормативной деятельности.

По мнению Б. З. Вульфова, профессиональные деструкции педагогов негативно влияют на эффективность обучения. «Амортизация сердца и души» педагога - человеческая и профессиональная - неизбежна, но одних она приводит к потере квалификации, других - к равнодушию, третьих - к беспочвенному завышению самооценки и агрессивности, а большинство же - к поиску средств профессиональной реабилитации . Детерминанты развития профессиональных деструкций условно делят на объективные и субъективные (Б. А. Сосновский, Д. А. Циринг, Э. Ф. Зеер, Б. Г. Ананьев, Н. С. Пряжников и др.) . Рассмотрим их.

К объективным причинам, вызывающим профессиональные деструкции, относятся:

Ухудшение социально-экономических условий жизнедеятельности. К ним можно отнести сокращение рабочих мест, неудовлетворительная зарплата, смена места жительства и др.;

Неудовлетворенность супружескими отношениями. Если семья не является «тихой гаванью», где учитель может чувствовать себя комфортно, получить поддержку любимого человека, то весь свой потенциал он переносит на работу, что порождает другую деформацию (трудоголизм);

Возрастные психологические изменения: ухудшение здоровья, ослабление психических процессов. Это ведет к снижению работоспособности, профессиональной усталости;

Внешняя и внутренняя оценка успешности профессиональной деятельности. Внешняя оценка успешности опирается на высокую оценку результатов работы, эффективность взаимодействия с коллегами и учащимися, инициативность работника, отрицательное оценивание этих параметров может привести к деструктивным проявлениям личности . Внутренняя оценка успешности профессиональной деятельности является результатом совпадения вознаграждения за труд с представлением педагога о результативности своего труда. Если же вознаграждения и представления не совпадают, то это также может привести к личностным деструкциям;

Организация профессионально-образовательного процесса, качества управления, профессионализма руководителя;

Эмоциональная насыщенность педагогической деятельности, которая приводит к повышенной раздражительности, тревожности, нервным срывам. Часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния ведут к стрессу, а далее и к дистрессу (тяжелый стресс с отрицательными для организма последствиями). Все это способствует формированию синдрома «эмоционального выгорания».

Группа субъективных причин, вызывающих профессиональные деструкции, включает в себя:

Субъективное чувство остановки в развитии. Если педагог обладает высокой степенью активности, то в данной ситуации испытывает дискомфорт и неудовлетворенность своим положение в коллективе;

Предел развития уровня образования и профессионализма. Причинами предела развития может стать неудовлетворенность имиджем профессии, низкой зарплатой, отсутствием моральных стимулов;

Полная поглощенность профессиональной деятельностью. Педагоги (трудоголики), которые все время проводят на работе с целью достижения признания успеха, иногда серьезно нарушают профессиональную этику, проявляют жестокость во взаимоотношениях, становятся конфликтными;

Выученная беспомощность - это привычка жить, не оказывая сопротивления, не принимая ответственности на себя. Когда педагог многократно убеждается в непродуктивности и ненужности собственных действий и поступков. Развитию выученной беспомощности способствует авторитарный стиль управления педагогическим персоналом ;

Профессиональный маргинализм. По мнению Е. П. Ермолаевой, это личностная позиция непричастности и ментальная непринадлежность к общественно-приемлемой для данной профессии профессиональной морали . Профессия для маргинала лишь средство достижения иных, непрофессиональных личных целей, а не способ гармоничного существования человека в деятельности. Профессионально маргинальный педагог не идентифицирует себя с педагогической деятельностью, не принимает на себя ответственности за происходящее в школе, не разделяет гуманистические ценности.

Данная проблема на сегодняшний день является актуальной, поэтому перед школьными психологами и психологами института повышения квалификации в рамках системы дополнительного образования стоит задача оказывать психологическую помощь педагогам. Коррекция и профилактика различных профессиональных деструкций педагогов достигается с помощью индивидуального психологического консультирования, тренингов, лекций, круглых столов, деловых игр.

Литература:

1. Вульфов, Б. З. Профессиональная рефлексия: потребность, сущность, управление / Б. З. Вульфов // Магистр. - 1995. - №1. С. 77.

2. Ермолаева, Е. П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22, №4.

3. Лукьянова, М. И. Моя профессия - детский психолог: Практическое пособие для специалистов общеобразовательных учреждений [Текст] : методическое пособие / М. И. Лукьянова. - М. : АРКТИ, 2007. - 364 с.

4. Родина, О. Н. Внешняя и внутренняя оценка успешности профессиональной деятельности / О. Н. Родина // Ежегодник рос. психол. общества. - М. 1995. - Т.1, вып. 2.

5. Сыманюк, Э. Э. Проблемы учителя в проблемной ситуации его деятельности / Сыманюк, Э. Э. // Мир психологии. - 2004. - № 3. - С. 202.

6. Циринг, Д. А. Феномен выученной беспомощности в онтогенезе личности: Автореферат дис. … канд. психол. наук / Д. А. Циринг. - Пермь, 2001.

На самом деле, возможность испытывать счастье дана далеко не каждому человеку. Многие из нас не могут нормально оценивать свою жизнь, вследствие чего постоянно ощущают неудовлетворенность. И если такое ощущение преследует вас постоянно, игнорировать его уж точно не стоит. Ведь такое чувство может стать первым шагом к депрессии, а она в свою очередь может вылиться в серьезные нарушения здоровья. Поговорим же на этой странице www.сайт о том, отчего может возникать недовольство жизнь, в частности неудовлетворенность работой, причины такого явления назовем, а также скажем что делать при его появлении.

Причины неудовлетворенности жизнью

Неудовлетворенность жизнью – это довольно распространенный симптом. Чаще всего такое нарушение возникает в результате наличия у человека комплексов, при отсутствии у него самоуважения, а кроме того при неспособности индивида адекватно оценивать свою жизнь.

Специалисты-психологи утверждают, что неудовлетворенность жизнью может объясняться неумением ценить имеющееся, а также неумением с адекватностью оценивать свои собственные достижения.

Также с таким неприятным ощущением часто сталкиваются люди, которые не могут фиксироваться в настоящем жизненном моменте или склонны сравнивать себя с окружающими (знакомыми и пр.).

Общая неудовлетворенность жизнью иногда появляется при неправильной постановке целей. А еще она может возникнуть из-за стремления соответствовать чьим-то стереотипам либо ожиданиям.

Также подобное нарушение часто возникает при сниженной самооценке, при некоторых хронических заболеваниях и при отрицании своих природных склонностей. Выраженная неудовлетворенность своей жизнью может появиться у человека, который тратит время и силы на доказательства своей состоятельности, а также у того, кто считает себя безвольным и ленивым. Но так уж устроен человек, что он пытается искать некий выход, решение сложившейся ситуации. Так что если что-то не нравится на работе, есть общая неудовлетворенность жизнью - что делать стоит себя периодически спрашивать. Решение найдется. Пусть не сразу, но обязательно найдется.

Что делать при неудовлетворенности работой и жизнью?

Большую часть времени мы тратим на размышления о том, чего у нас нет, а не на осознание того, что у нас уже есть. Такая позиция в корне не верна. Ведь путь к желаемому нужно начинать с благодарности. Оглянитесь на пять-десять лет назад, и постарайтесь понять, чему вы научились за это время, и чего вы достигли. Даже если у вас нет вещественных доказательств ваших достижений, полученные ошибки и пройденный путь – это уже отличный жизненный опыт.

Многие люди испытывают неудовлетворенность своей жизнью и работой по причине банального неумения мыслить позитивно. Как показывает практика, негативное мышление характерно для большинства из нас. Откройте для себя позитивные мысли, победите скептицизм и найдите для себя новые краски в окружающей жизни. Для того чтобы научиться мыслить позитивно, можно прибегать ко многим психологическим практикам. Так, к примеру, вы можете завести привычку каждый вечер вспоминать все то хорошее, что произошло за день.

Откажитесь от повышенной требовательности к себе и перестаньте ругать себя за неудачи. Такие привычки, конечно же, могут стать причиной сильной неудовлетворенности жизнью.

Попробуйте разобраться, что именно вам интересно в жизни? Что вам нравится делать? Когда вы чувствовали себя полностью счастливым? Распишите свои ответы на листе бумаги, смотрите на них и анализируйте. Так вы сможете принять нужное вам решение и отказаться от мыслей от неудовлетворенности.

Общайтесь, это поможет вам отвлечься от проблем и грустных мыслей. Отправьтесь на встречу с друзьями или родственниками. Но не вздумайте топить грусть и печаль в алкоголе и прочих вредных привычках. Так вы только навредите себе и ухудшите свое состояние.

Вполне может быть, что неудовлетворенность в работе и жизни – это сигнал к тому, что пора что-то менять. Подумайте, что вы можете изменить в своей жизни, может быть даже самые радикальные идеи, которые приходят вам в голову – это то, что нужно.

Вполне может быть, что неудовлетворенность жизнью – это один из симптомов депрессии. Если такое ощущение преследует вас постоянно, и вам никак не удается с ним справиться, обязательно обратитесь к психологу. Такое нарушение лучше корректировать на ранней стадии развития – при помощи легких методов воздействия. Так неплохой эффект оказывают индивидуальные занятия с психологом, прием средств на основе лекарственных трав и, конечно же, желание перестроиться на позитивный лад. В некоторых случаях не обойтись и без фармацевтических средств.

Сверхтребовательность к себе, как одна из причин неудовлетворенности жизнью и работой, может стать причиной того, что человек начинает и вовсе отказываться от активных движений, переставая прикладывать какие либо усилия для достижения своих планов. Подобная практика не принесет ничего хорошего. Ставьте себе небольшие цели и потихоньку достигайте их исполнения.

Если вы ощущаете неудовлетворенность жизнью и работой, вспомните о том, что в вашей жизни есть хорошего и ценного. Ведь когда-то вы любили свою работу и были рады ей, у вас есть родные, которые вас любят и вещи, которые вам действительно интересны. Возможно, всего пара встреч с квалифицированным психологом помогут вам расставить все по своим местам и возвратят умение радоваться жизни.

Хороший специалист сыграет роль квалифицированного тренера. Он поможет вам не сгореть от чрезмерной нагрузки и поддержит при всяческих неудачах.

Неудовлетворенность жизнью и работой время от времени испытывает каждый из нас. И иногда такое чувство – это знак, что пора меняться к лучшему.

О том, как побороть неудовлетворённость или разочарование в профессии, рассказывает психолог, коуч и карьерный консультант, руководитель Центра «Бизнес-лидер» Московского областного гуманитарного института Ольга Архипова .

Больше всего разочарований испытывают молодые врачи: они приходят в медицину с огромным желанием лечить людей и стремлением заниматься исключительно врачебной практикой, а вместо этого сталкиваются с большим количеством административной работы, которая, по их мнению, имеет к медицине очень слабое отношение.

Причины профессионального кризиса

Как правило, ощущение неудовлетворённости от карьеры или даже разочарование в профессии приходится на период профессионального кризиса, который случается не только у медиков, но и у представителей любых других профессий. У каждого специалиста периодически происходит переоценка ценностей, когда он начинает анализировать свои профессиональные достижения, сравнивать их с достижениями коллег и задумываться о том, насколько его текущая деятельность соответствует его ожиданиям. Периоды переоценки ценностей часто совпадают с возрастными кризисами, которые происходят у людей сначала в возрасте около 30 лет, а затем - после 40. Чтобы успешно решить эту проблему, нужно понять, откуда берётся профессиональная неудовлетворённость. У людей разного возраста её причины могут быть различными.

Первый профессиональный кризис может возникать у специалистов в возрасте до 30 лет. Многие молодые врачи жалуются на разочарование и профессиональную усталость и даже начинают задумываться о том, чтобы вообще уйти из этой профессии. Чаще всего это происходит потому, что на работе они занимаются не тем, к чему их готовил вуз: они хотят лечить пациентов и проводить диагностику, а вместо этого вынуждены заполнять огромное количество различных бланков и формуляров. Большинство врачей не готовы к такому объёму административной работы, но отказаться от неё получается не всегда: в муниципальных лечебных учреждениях они вынуждены подстраиваться под те правила, которые диктует система здравоохранения. Сначала это вызывает у них неудовлетворение, но со временем недовольство нарастает и может привести к серьёзному разочарованию в профессии и даже вынудить специалиста навсегда уйти из медицины. Это будет большой потерей не только для здравоохранения, но и для самого сотрудника: освоение профессии медика требует много времени и сил, и трудно смириться с тем, что всё это оказалось потраченным впустую.

Профессиональную неудовлетворённость могут испытывать люди любого возраста, от этого не застрахованы даже специалисты с большим опытом. Если вы испытываете неудовлетворение или даже разочарование от своей работы, не спешите писать заявление об уходе или расставаться с профессией - попробуйте для начала изменить условия труда. Сделать это можно разными способами.

К сожалению, существующие порядки в государственной системе здравоохранения очень часто воспринимаются врачами как враждебная структура, которая мешает им выполнять профессиональный долг. Врач думает: «Я хочу делать дело - лечить людей, а вместо этого меня заставляют делать НЕ дело - заполнять кучу бумаг и писать отчёты». В большинстве случаев это вызывает неудовлетворение и раздражение потому, что врачи не понимают требований системы: откуда берутся эти требования, почему они именно такие и какой смысл в написании такого количества бумаг. Для преодоления этого недовольства есть отличный способ: нужно глубже разобраться в том, каким образом работает система медицинского документооборота, почему нужно заполнять именно такое количество формуляров и каким образом все эти документы обеспечивают работоспособность системы. Разобравшись в этом, врач поймёт необходимость и важность работы с документами, и тогда она больше не будет казаться бессмысленной и никому не нужной.

Умение обсуждать с руководством профессиональные проблемы важно во всех профессиях. Этому учат менеджеров, но при подготовке врачей таким навыкам внимания практически не уделяется. Между тем умение грамотно провести переговоры с руководством и грамотно высказать свои идеи и варианты решения проблемы будет более правильным и удобным способом повышения удовлетворения от профессиональной деятельности, чем заявление об уходе. Нужно развивать в себе навык вести переговоры и с помощью них добиваться не только собственных, но и взаимных выгод. Например, если обязательно нужно заполнять такое количество бумаг, можно ли сделать так, чтобы этим занимался не я? Может быть, поручить это медсестре? Можно ли сделать так, чтобы я меньше занимался тем, что мне неинтересно?

Помните, что в любом учреждении всегда есть ресурсы, которые можно привлечь для улучшения условий труда отдельного сотрудника. Ваша задача - добраться до этих ресурсов. Для этого нужно чётко понимать, чего именно вы хотите добиться, кто принимает это решение, каким образом можно повлиять на мнение этого человека и какие аргументы будут для него убедительными. Поняв это, вы сможете действовать целенаправленно и организовать для себя максимально эффективную рабочую среду в рамках возможностей вашей организации.

Совет третий: шире посмотреть на профессиональное поле деятельности

Если не удаётся что-то изменить в рамках того учреждения здравоохранения, в котором вы работаете сейчас, можно рассмотреть трудоустройство в медицинских учреждениях другой формы. Например, если вам нравится лечить людей, но не нравится заполнять большое количество бумаг, можно перейти из поликлиники в стационар или частную клинику, где бумажной работы будет меньше. Для этого нужно внимательно ознакомиться с различными вариантами трудоустройства, существующими по вашей специальности, и разобраться с тем, какие обязанности и условия труда могут вас ожидать в другом учреждении.

Совет четвёртый: подумать о преподавательской деятельности

Преподавание в специализированных учебных заведениях (вузах или колледжах) доступно любому квалифицированному специалисту. Начинать заниматься педагогической практикой никогда не рано - даже молодой врач может найти интересную для себя дисциплину и начать готовить студентов к профессиональной деятельности. Смена работы в учреждении здравоохранения на преподавательскую деятельность в области медицины поможет реализовать карьерные амбиции, сохранить себя как специалиста и начать получать от профессиональной деятельности удовольствие и удовлетворение.

Совет пятый: рассмотреть возможность околомедицинской деятельности

Если не получается реализовать себя непосредственно в медицинской профессии, можно получать удовлетворение (в том числе и материальное) от околомедицинской деятельности. Это могут быть публикации в популярных блогах, ведение собственного блога в Интернете, информирование населения в определённой области медицины - т. е. работа, связанная с повышением осведомлённости населения о профилактике различных заболеваний. Такая работа поможет реализовать себя как профессионала. Есть и другие околомедицинские области: продажа медицинского оборудования, медицинский пиар, медицинский менеджмент. Околомедицинская деятельность может оказаться не только менее заорганизованной, но и более прибыльной.

Таким образом, у каждого врача, испытывающего неудовлетворение от своей работы, есть различные варианты решения этой проблемы так, чтобы улучшить условия работы и при этом сохранить себя как профессионала.

Скрытые угрозы профессионального благополучия

Но нельзя забывать, что у каждого решения проблемы профессиональной неудовлетворённости могут быть подводные камни. Например, если вы решите уйти из муниципального медучреждения в коммерческую клинику, у вас может быть не только меньше бумаг, но и меньше удовлетворения от работы, потому что вы будете лечить людей, которые в этом нуждаются чуть меньше, чем менее обеспеченные и менее состоятельные пациенты муниципальной поликлиники.

Если в юности, выбирая профессию врача, вы мечтали служить людям, улучшать качество их жизни и приносить пользу всем нуждающимся в вашей помощи, то работа в коммерческой клинике может не дать вам реализовать эти стремления. Таким образом, если для вас важен принцип служения, если именно в этом вы видите своё призвание и смысл жизни, то вам, возможно, лучше работать именно в муниципальном учреждении. В этом случае осознание своего морального долга и стремления приносить пользу людям поможет легче переносить тяжёлый труд врача и ворох бумажной работы.

Независимо от характера вашей деятельности, хозяин вы или наемный рабочий, директор завода или станочник, врач или медсестра, адвокат или машинистка, преподаватель или студент, хозяйка дома или горничная - каждый человек, пока он занят своим делом, должен находить в ней удовлетворение. Сделать это нетрудно. Удовлетворение - это психологическая установка, состояние души. Это то, что нам подвластно, что человек в состоянии полностью контролировать. Он может заставить себя найти удовлетворение и отыскать способ, как это сделать.

Задача облегчается, если работа по душе, если человек расположен к такого рода занятию. Когда работа «не по душе», он испытывает моральный и эмоциональный дискомфорт, ему на работе плохо. Подобные чувства и огорчения можно нейтрализовать. Для этого нужно использовать ППУ, настроить себя на то, чтобы овладеть мастерством своего дела.

Джерри Асам - потомок гавайских королей. Он использует ППУ, служит в рекламном агентстве Гавайского отделения большой международной организации и любит свою работу, которую хорошо знает и владеет всеми ее секретами. Она дает ему удовлетворение. Стало быть он делает то, что для него естественно, что ему по душе. Тем не менее и у него случаются дни, когда хочется, чтобы дело шло повеселее. В рекламе и в торговле, если не анализировать, не думать, чем и как можно поправить положение, не планировать свои действия, такие дни могут повергнуть в уныние. Джерри в такие дни обращается за советом к книгам. Из них он извлекает много полезного, что и использует в своем деле. Потом собирает своих товарищей и учит их, чему научился сам. Он знакомит их с наиболее продуктивными методами рекламной работы, которые предписывались инструкциями компании. Водит их с собой и показывает на практике, насколько легче и эффективнее можно работать, если использовать экономичные методы, планировать свою работу и подходить к ней с положительной психологической установкой. Он учит товарищей, как ставить себе высокие цели и с помощью ППУ добиваться их.

Каждое утро группа Джерри собиралась вместе, и все хором повторяли: «Я отлично себя чувствую! Я счастлив! Я горы могу свернуть!». Рассмеявшись и похлопав друг друга по плечу, они расходились по своим делам, и каждый выполнял свое задание. Работали они так, что старые и более опытные агенты только дивились. Каждую неделю они представляли свои отчеты, от которых президент компании и коммерческий директор расплывались в широкой улыбке.

Можно сказать, что Джерри и члены его команды довольны результатами и удовлетворены своей работой? Конечно, можно. И вот почему:

  1. Они хорошо изучили особенности своей работы; знают ее правила и применяют их так, что труд становится для них естественным, он им по душе.
  2. Они постоянно намечают себе новые цели и добиваются их достижения. Они знают - что человек понял и во что поверил, того он и добьется.
  3. Используя мотивацию самих себя, они задают себе положительную психологическую установку.
  4. Удовлетворенность работой доставляет им большое удовольствие.

«Я отлично себя чувствую! Я счастлив! Я горы могу свернуть!»

Другой рекламный агент той же организации прослышал о рабочей мотивации Джерри. Это был восемнадцатилетний студент, подрабатывавший рекламой во время летних каникул. Кое-что об этом он узнал во время двухнедельных теоретических курсов. А именно:

  1. Навыки, которые работник получает во время первых двух недель практики, остаются у него на всю жизнь
  2. Наметив для себя цель, старайся добиться ее всеми силами.
  3. Намечай высокие цели.
  4. Когда приходится тяжело, подбодри себя так: «Я отлично себя чувствую! Я счастлив! Я горы могу свернуть!» и настрой себя двигаться дальше в нужном направлении.

Проработав первые две недели, он поставил перед собой четкую задачу: добиться премии. Чтобы ее получить, ему нужно было за неделю заключить не менее ста контрактов.

И вот наступила пятница. Рабочий день кончился, а ему осталось еще заключить двадцать контрактов. Но наш агент от задуманного отказываться не пожелал. Он хорошо запомнил, чему учили на курсах: что человек усвоил и во что поверил, того он может добиться. Его коллеги в пятницу закончили работу, а он рано утром в субботу снова в конторе. Уже три часа пополудни, а у него - ни одного нового контракта. Его учили, что в торговле важен не столько товар, сколько настроение продавца.

Припомнилась ему и самомотивация Джерри, которую он произнес пять раз подряд: Я отлично себя чувствую! Я счастлив! Я горы могу свернуть! К пяти часам он заключил три контракта. До цели оставалось семнадцать. Он вспомнил, что

«Преуспевает тот, кто не устает пытаться». Он снова и снова повторяет самомотивацию Джерри. К одиннадцать часам он падает от усталости, но он по-настоящему счастлив: есть двадцать контрактов за день! Цель достигнута! Он получил желанную премию и сделал для себя важный вывод: не уставай пытаться - и неудача обернется успехом.

Все дело в психологической установке

Таким образом, мотивация Джерри Асама и его товарищей в удовлетворенности работой заключалась в психологической установке. Сознательная положительная психологическая установка помогла и молодому студенту получить и премию, и большое удовлетворение от работы.

Оглянитесь вокруг. Посмотрите на тех, кто доволен своей работой, и на тех, кто недоволен. Что их отличает друг от друга? Довольный может управлять своим настроением, он положительно смотрит на вещи. Он старается видеть во всем хорошее, а если его нет, сначала ищет причину этого в себе и пытается найти какой-то выход. Пытается чему-то научиться, чтобы работу делать лучше, и таким путем находит в ней удовлетворение и одобрение со стороны начальства.

Недовольные цепко держатся за свою ОПУ. Дело выглядит так, будто они рады своему недовольству. Они всегда найдут на что пожаловаться: рабочий день слишком долог, обед слишком короток, начальник зануда, отпускные малы и пособий никаких. Или ворчат на темы, совершенно не относящиеся к работе: Сузи явилась одетой как я; Джон пишет как курица лапой и т. д. и т. п. Жалуются на все, что им не по душе. И в этом они тоже преуспевают, в самом деле становясь самыми разнесчастными, и не только на работе, а вообще в жизни. Они все во власти ОПУ.

Такое можно наблюдать на любой работе. Хотите быть довольным и счастливым - все в ваших руках: следите за своим настроением и переверните свой талисман с ОПУ на ППУ. Тем самым вы встанете на путь, поиска удовлетворения и радости. Привнеся такое настроение в работу, вы начнете работать так, что другие просто ахнут. Работа станет в радость, ее исполнение вызовет у вас улыбку и результаты вашей работы - тоже.

Определенная цель придала ей новые силы

Не так давно, занимаясь на наших курсах изучением «Науки успеха», мы заговорили как раз об отношении к своей работе, и молодая женщина с последнего ряда подняла руку. Встав, она сказала:

Я пришла сюда с мужем. Все, что вы говорите, возможно, справедливо в отношении работающих мужчин, но это ничего не дает домашним хозяйкам. У вас, мужчин, на работе каждый день что-то новое и новые люди. А домашний труд нечто совершенно другое. Работа по дому - это...это ежедневная мучительная каторга.

Такой вопрос оказался полной неожиданностью: значит, действительно, для кого-то работа может быть «ежедневной каторгой». Если помочь этой молодой женщине, значит помочь другим, для кого труд стал мучительной рутиной. Мы спросили, что делает ее работу именно такой, и выяснили следующее: стоит ей прибрать постели, как они снова в беспорядке, только помыла посуду - опять полно грязной, помоешь полы - снова натоптано.

Не успеешь закончить дело, как тут же приходится его начинать заново.

В самом деле огорчительно,- согласился ведущий.- Скажите, а есть ли такие женщины, кому домашняя работа доставляет удовольствие.

Ну есть, наверное.

Как вы думаете, что интересного находят они в этой работе, что может их увлекать? Немного подумав, женщина ответила:

Может быть, само их отношение к этому. Наверное, они смотрят на свой труд шире, им что-то видится за рамками постылого круговорота...

Вот тут и была «собака зарыта». Секрет удовлетворенности работой и состоит в «видении за рамками постылого круговорота». Это - уверенность, что работа приведет «к чему-то большему». Это относится к домашней хозяйке и клерку, рабочему бензозаправки и президенту корпорации. Рутинные повседневные дела принесут удовлетворение, если они будут служить мостками для преодоления препятствий. Каждое дело - это шаг в нужном направлении.

О пользе заглядывать вперед

Следовательно, ответ на вопрос этой женщины - наметить себе определенную цель, достижению которой могло бы помочь и выполнение ее домашних дел. Женщина сама вызвалась поставить себе такую цель: ей давно хотелось всей семьей отправиться в кругосветное путешествие.

Хорошо, вполне достойная цель,- одобрил ведущий.- Теперь назначьте себе сроки. Когда бы вы хотели отправиться путешествовать? - Когда ребенку будет двенадцать. Значит, лет через шесть.

Теперь давайте посмотрим. Тут кое-что вам придется предпринять. Во-первых, вам потребуются деньги. Мужу придется год усиленно подрабатывать. Вам нужно будет разработать маршрут. Немного познакомиться с теми странами, которые вы хотите посетить. Как вы думаете, уборка постелей, мытье посуды, уборка квартиры и приготовление еды могут служить мостками, ведущими к этой цели?

Через пару месяцев героиня нашего рассказа пришла навестить нас. Уже с первого взгляда было видно, что перед нами стоит женщина, которой есть что показать:

Просто удивительно, как работает идея мостков, позволяющих заглянуть вперед! У меня совершенно не осталось дома тягот, любая работа стала мостками к намеченной цели. Убираясь, я думаю и планирую свое время. Поход за покупками - это расширение кругозора: я стала специально покупать продукты из разных стран, которые нам придется употреблять во время путешествия. А наши обеды и ужины стали настоящей школой. Если на обед китайская лапша с яйцом, я стараюсь прочитать что-то интересное о Китае и китайцах, а потом рассказываю это за столом. Все домашние дела мне стали по душе. Я уверена, прежнее отношение к ним больше не вернется.

Сколь скучной и утомительной ни была бы ваша работа, если она ведет к хорошей цели, она не может вас не радовать. Это подтвердят работники во всех сферах жизни. Скажем, молодой человек мечтает стать врачом, но путь к этой цели лежит через учебу в школе. Выбор работы будет зависеть от многих факторов - графика работы, местоположения, заработной платы и многого другого. Личные наклонности большой роли в данном случае не играют. Даже очень способный и подающий большие надежды молодой человек может кончить тем, что будет торговать газированной водой, мыть машины или копать землю.

Работа сама по себе большой радости доставить не может. Она должна давать результат, приближать желанную цель. Осознавая, что с помощью работы он движется к желанной цели, человек может вынести любые тяготы. Бывает, конечно, что цена затрат на работу не оправдывает получаемого результата. В таком случае нужно поменять работу. Когда человеку на работе плохо, яд неудовлетворенности может отравить всю жизнь. Когда работа все-таки стоит затрачиваемых усилий, но вам что-то в ней не нравится, разбудите в себе стимул неудовлетворенности. Неудовлетворенность может быть положительной и отрицательной, созидательной и разрушительной - все зависит от обстоятельств. Запомните: положительная психологическая установка положительна только в определенной ситуации.

Пробудите стимул неудовлетворенности!

Президент страховой компании им. Франклина Чарльз Бекер говорит:

Я утверждаю, что любой человек испытывает неудовлетворенность. Не в смысле сердитого раздражения, а в смысле «святого недовольства», благодаря которому в нашей истории осуществляются реформы и происходит прогресс. И желаю вам всегда испытывать неудовлетворенность. Это заставит вас улучшить и усовершенствовать не только самого себя, но и все, что вас окружает.

Импульс неудовлетворенности делает святого из грешника, преуспевающего из неудачника, богатого из нищего, победителя из побежденного, счастливого из несчастного.

Что вы делаете, когда допускаете ошибку? Когда все валится из рук? Когда встречаете одно непонимание? Когда терпите поражение? Когда все беспросветно? Когда кажется, что все пропало и нет пути назад? Когда не видно никакого выхода из ужасного положения?

Вы ничего не предпринимаете и отдаетесь на волю судьбе? Прячете голову? Пугаетесь? Стараетесь убежать?

Или у вас появляется стимул неудовлетворенности? Пытаетесь обратить несчастье во благо? Полагаетесь на свою веру, холодный рассудок, позитивный поступок в расчете на благополучный исход, который обязательно будет?

Нет худа без добра. Вы, наверное, согласитесь, что имевшие место в прошлом переживания и трудности помогли вам в том, что вы добились успехов, на которые без прошлых неудач рассчитывать было бы трудно.

Неудовлетворенность может стимулировать достижение успеха

Альберт Эйнштейн был неудовлетворен законом Ньютона, не дававшего ответа на некоторые вопросы. Это привело к открытию им теории относительности. Из этой теории вытекают такие открытия, как расщепление атомного ядра, перехода энергии в материю и наоборот, выход человека в космическое пространство и много других поразительных свершений, которые были бы невозможны, не будь Альберт Эйнштейн неудовлетворенным законом Ньютона.

Конечно, мы все не Эйнштейны, и наша неудовлетворенность едва ли изменит мир. Но нашу частную жизнь она может изменить и толкнуть нас по направлению к нашим личным целям. Вот что случилось с Кларенсом Латцером, когда работа перестала его удовлетворять.

Стоит ли огорчаться? Кларенс Латцер много лет работал кондуктором трамвая в Клэнтоне, штат Огайо. Однажды он проснулся и почувствовал, что работа ему страшно надоела. Все время одно и то же. Он устал от нее и больше не хочет быть кондуктором. И чем больше он думал об этом, тем работа станови лась ему ненавистнее. Его неудовлетворенность переросла в ненависть.

Но, когда вы проработали на одном месте много лет, как Латцер проработал в своей трамвайной компании, просто так работу не бросишь. По крайней мере, если вы хотите, чтобы у вас было на хлеб с маслом.

Надо сказать, что Латцер посещал курсы «Науки успеха» и знал, что при желании можно чувствовать себя вполне счастливым. Все дело в надлежащей психологической установке. Поэтому Кларенс здраво посмотрел на ситуацию в целом и спросил себя: «Как бы мне сделать работу веселее?». И он нашел ответ. Кларенс решил, что будет лучше, если он станет делать добро для своих пассажиров. Недостатка в пассажирах не было, мимо него проходило много народу, Ему ничего не стоило завязать добрые отношения со многими людьми. «Вот я и постараюсь, чтобы каждая поездка со мной хотя бы немного улучшала людям настроение»,- подумал Кларенс.

Идея Кларенса пришлась по душе его пассажирам. Его приветливость и готовность услужить человеку были встречены с восторгом. Жизнерадостность и обходительность Кларенса поднимала настроение пассажирам и ему самому.

Но начальство Кларенса посмотрело на эту затею иначе. Его вызвали «на ковер» и просили прекратить неуместное любезничание с клиентами. Однако Кларенс не счел нужным подчиняться: ему было хорошо на работе, и пассажиры были рады. Он и пассажиры считали, что работает он замечательно.

Но его уволили!

Так у Кларенса возникли проблемы. «А это даже хорошо»,- подумал он. Во всяком случае, так его убеждали на курсах «Науки успеха». Кларенс решил, что ему следует переговорить со мной (я в то время жил в Кэнтоне) и посмотреть, что на самом деле есть хорошего в его положении. Он позвонил мне, и мы встретились.

Я прочел вашу книгу «Думай и богатей», мистер Хилл, посещал ваши курсы «Науки успеха». А сейчас у меня началась полоса невезения,- сказал Кларенс и изложил свою историю.- Что мне теперь делать?

Ну что же, давайте рассмотрим, что с вами произошло,- сказал я.- Вы разочаровались в своей работе, она стала вызывать у вас чувство неудовлетворения. Ваши шаги были совершенно правильными. Вы обратились к своему лучшему капиталу

Дружескому и приветливому расположению к людям, стали лучше исполнять свои обязанности, старались лучше удовлетворить клиентов.

Проблема состоит в том, что у вашего начальства не хватило ума разглядеть истинный смысл и ценность вашей инициативы. Но это превосходно! Вы теперь можете смело развить свои способности, поставив перед собой высокую цель. И я объяснил Кларенсу, что свои способности и доброжелательность он с большим успехом может применить в других местах, не обязательно в трамвае. Таким образом он пошел наниматься и его взяли страховым агентом в местный филиал богатой нью-йоркской компании. Самым первым клиентом Кларенса оказался президент трамвайной компании, где он раньше работал. Уж тут Кларенс дал всем своим талантам волю и покинул кабинет этого джентльмена с подписанным контрактом на 100 000 долларов!

В итоге Кларенс стал лучшим агентом в городе от этой страховой компании.

Когда человек не на своем месте

Характер, особенности и способности человека могут быть хороши и пригодиться в одном месте и вызывать совсем иное отношение - в другом. Ведь человек склонен поступать так, как ему самому больше хочется. Поэтому любой может оказаться «не на своем месте», когда приходится делать что-то неприятное. В таком случае лучше самому поменять место или условия работы.

Но сделать это можно не всегда. В таком случае можно попробовать изменить рабочую обстановку, больше приспособить ее к своим привычкам и наклонностям, то есть приспособить «место к человеку». Такое решение тоже может поменять вашу психологическую установку с отрицательной на положительную.

Наконец, у вас может появиться горячее желание самому приспособиться к неблагоприятной рабочей обстановке, поменять свои наклонности и привычки. На этом пути вас могут ожидать большие трудности, у вас может возникнуть моральный, душевный дискомфорт. В этом случае надо проявить известную стойкость, особенно на первом этапе. Когда вы пройдете эти испытания, новые свойства вашего характера станут преобладать над старыми, работа для вас станет более естественной, вы начнете получать от нее удовлетворение.

Чтобы успех был гарантирован, во время внутренней борьбы нужно строго следить за своим физическим состоянием, моральным и душевным равновесием. В следующей главе мы поговорим о том, как можно устранить свой душевный разлад.

Путеводитель 14

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

  1. Удовлетворенность - это психологическая установка.
  2. Ваша психологическая установка находится в вашей власти, вы можете полностью ее контролировать.
  3. Я счастлив! Я отлично себя чувствую! Я горы могу свернуть!
  4. Намечайте для себя высокую цель!
  5. Изучайте правила и применяйте их на практике.
  6. Поставив цель, всеми силами добивайтесь ее достижения.
  7. Заглядывайте в будущее. Высматривайте для себя новые перспективы.
  8. Развивайте стимул неудовлетворенности.
  9. Оказавшись не на своем месте, подумайте, что можно предпринять.

НЕУДАЧА МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ МОСТИКОМ ИЛИ ТУПИКОМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОГО, КАК НА НЕЕ ПОСМОТРЕТЬ