Стили обучения и познания (Д.Колб). Цикл Колба, давай до свидания! Тренинги для поколения Y


Эта статья - первая в цикле "создание тренингов". В данном цикле статей мы поочередно рассмотрим методику создания тренинга с чистого листа. Первоочередное, с чего нам следует начать - так это разобраться с тем как вообще происходит обучение взрослых людей.

Содержание статьи:

Разберемся - в чем отличие так называемого "взрослого обучаемого":

  1. Данный человек осознает себя самостоятельной, самоуправляемой личностью
  2. Взрослый обучаемый за свою жизнь уже накопил собственный жизненный опыт, который становится источником как для самообучения, так и для обучения коллег
  3. Мотивация к обучению взрослого человека определяется его желанием решить с помощью обучения какие-либо собственные жизненные проблемы
  4. Взрослый обучаемый (при наличии мотивации из п.3) стремится сразу же применять на практике полученные знания
  5. Учебная деятельность обусловлена временными, пространственными, профессиональными и другими факторами (социальные, бытовые и т.д.)

Небольшое лирическое отсутпление по поводу ремарки в п.4 - на тренингах необходимо различать - пришел к вам человек самостоятельно (замотивирован на обучение), либо же он загнан руководством "из под палки". Об особенностях работы с каждым из типов участников мы будем говорить в других частях данного цикла статей. Пока же вернемся непосредственно к обучаемым и методам их обучения.

Наверняка многие слышали про существование модели обучения, так называемый цикл Колба. Если Вы про него слышали - то дальше можно не читать и переходить к следующим статьям цикла. Для тех, кто хочет узнать про цикл Колба подробнее - читайте дальше.

Модель Колба (Дэвид Колб) - теория, согласно которой происходит поэтапное формирование умственных действий у взрослых. Цикл Колба - это четырехэтапный цикл, который выведен эмпирическим путем и показывает как любой из нас обучается. Принцип теории Колба состоит в том, что "непосредственный или конкретный опыт" является основой для "наблюдений и размышлений". Эти "наблюдения и размышления" превращаются в "абстрактные концепции", обеспечивающие новый смысл активным действиям, которые можно "активно протестировать", что в свою очередь опять дает новый опыт. И так по кругу.

Сам цикл можно расписать следующим образом:

  1. Конкретный опыт (КО)
  2. Мыслительные наблюдения (МН)
  3. Абстрактная концептуализация (АК)
  4. Активное экспериментирование (АЭ)

Сочетание различных этапов цикла дает четыре различных стиля обучения:

  1. Отстранение (КО\МН)
  2. Ассимиляция (АК\МН)
  3. Конвергенция (АК\АЭ)
  4. Приспособление (КО\АЭ)

Для чего нам, как методологам (или тренерам), разрабатывающим новые программы, желательно понимать цикл Колба?

Ну, во-первых - потому что это реально работает. То есть обучение, построенное по принципу Колба, действительно позволяет передать навыки и знания взрослым людям. А во-вторых - это позволяет строить структуру тренинга (обучения).

Ниже приведена схема обучения, построенная по теории Колба:

  1. Мотивация участников (10% от времени обучения)
  2. Закрепление и повторение пройденного (20%)
  3. Изучение нового материала (50% времени)
  4. Оценивание (10%)
  5. Подведение итогов, дебрифинг (10%)

Мотивация.

Мотивация - начальный этап тренинга, который призван сконцентрировать внимание участников на изучаемой теме, заинтересовать их, показать необходимость или пользу получения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися материала. На тренингах роль подобной мотивации выполняют кейсы на проблемматизацию участников - то есть представление отсутствия необходимого опыта у участника при решении каких-либо задач. (для тренинга продаж это может быть упражнение на проведение продажи товара тренеру, где тренер явно показывает дефицит какого-либо навыка).

Закрепление и повторение пройденного.

Закрепление - это важный этап тренинга, который не только повышает общую эффективность усваения навыков и знаний, но и формирует в сознании участников последовательную логическую структуру знаний и методов, изучаемых на тренинге, а не просто разрозненную россыпь знаний.

Если вы уже практиковали ведение тренингов и у вас были участники, которые любят логику - они, при отсутствии данного блока, моментально становятся сложными участниками - так зачем плодить себе проблемы, если их можно избежать - просто прописав у себя в тренинге небольшой блок на повторение пройденного.

Изучение нового материала

Изучение нового материала - это главный этап тренинга, на которм участники получают знания, методики и навыки, которые необходимы для решения задач, примененных в мотивационном блоке. При изучении главное помнить китайскую поговорку "Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю".

Оценивание

На этом этапе необходимо оценить как участники усвоили знания, методики и навыки. При этом оценивание должно быть гибким, наглядным, непредвзятым и справедливым. Только в этом случае оно будет действовать как стимул к продолжению обучения, в противном случае оценка может стать демотиватором для участников. Оценка может быть как командной, так и самооценкой, оценкой со стороны тренера и т.д.

Дебрифинг

Дебрифинг - это подведение итогов тренинга. На данном этапе тренер собирает обратную связь - что было эффективно на тренинге, что нет, собирает замечания и в итоге обобщает пройденное и мотивирует на дальнейшее самостоятельное и более глубокое изучение материала по теме.

Надо отметить, что обучение может быть построено (а чаще так и делается) по принципу вложенности - сначала идет общая проблемматизация участников, а далее внутри блока "изучение нового материала" идет несколько дополнительно вложенных циклов Колба (мини-проблемматизация, изучение, оценивание, дебрифинг), после идет итоговая оценка и заключительный дебрифинг.

В литературе с трудом можно найти определение термину “управление изменениями”. Любые преобразования, как личные так и организационные обязательно включают процесс обучения. Бьюкенен и Хажински определили обучение как “процесс приобретения знаний через опыт, ведущий к изменениям в поведении”. А Кемерон и Грин утверждают, что “обучение – это не только приобретение знаний, но применение их путем преобразования мира”. В связи с этим полезной будет разработанная в 1984 году Колбом модель обучения. Рассмотреть ее в контексте других моделей управления изменениями можно через .

Как учатся взрослые люди

  • Деятельность
  • Мышление

Он обнаружил, что люди обучаются одним из четырех способов:

  • через опыт,
  • через наблюдение и рефлексию,
  • с помощью абстрактной концептуализации
  • или с помощью активного экспериментирования

Исходя из этого Колб разработал повторяющийся цикл, необходимый для приобретения новых навыков:

  • Конкретный опыт – получение результата действия, набивание шишек
  • Рефлексивное наблюдение – размышление над опытом
  • Теоретические концепции – приходит к выводу, планирует изменения
  • Применение на практике – экспериментальная проверка

Цикл Колба многие специалисты кладут в основу обучения действием (Action Learning). В этой связи обязательно стоит познакомиться с подходом с одноименным названием, .

Типы взрослых людей

Колб полагает, что разные люди начинают обучение с разных из четырех предложенных этапов. На этом основана типология людей по подходам к обучению.

  • Активист – начинает с получения конкретного опыта
  • Мыслитель – начинает с размышлений
  • Теоретик – начинает с анализа существующих подходов
  • Прагматик – начинают с осознания того, как это скажется на них

Необходимо отметить, что люди не выбирают на сознательном уровне с какого этапа начинать. Они являются заложниками своего подхода (модели поведения).

Об этом и других особенностях лидеров, драйверов, катализаторов перемен мы говорим в процессе бизнес-семинара.

Для того, чтобы определить к какому типу относится человек Э. Кемерон и М.Грин предлагают ответить на следующий вопрос:

“Если бы вы писали книгу о переменах и хотели передать будущим читателям максимум знаний, вам бы понадобилось:

  • провести эксперимент (активист);
  • достаточное количество вопросов для размышления (мыслитель);
  • тщательно исследовать различные модели (теоретик);
  • иллюстрировать ваши мысли примерами и включить полезные инструменты, техники и приложения (прагматик).”

Благодаря своей практичности, подход колба лежит в основе большинства современных и .

Подходы к обучению взрослых

“Я слышу – я забываю. Я вижу – я запоминаю. Я делаю – я понимаю.” (Конфуций)

Приведенная цитата напоминает мне о том, что все новое это в какой-то степени забытое старое. И тем не менее… Обучение, как любой процесс изменений, является комплексным и требует разностороннего взгляда на проблемы трансформации. Поэтому важно понимать особенности разных моделей и подходов к обучению взрослых. На сайте в “ ” можно познакомиться с:

  • Р.Реванс обратил внимание на роль опыта и рефлексии, обратной связи в процессе обучения взрослых людей
  • “ ” – наглядно раскрыт гештальт-подход к обучению через комбинацию параметров осознанности и компетентности
  • “ Питер Бремли представляет процесс обучения, изложенный в предыдущем пункте, увеличив его с четырех до шести пунктов
  • – Бэйтсон описывает обучение, как процесс познания себя
  • – конкретный метод обучения, предложенный Г.Минцбергом на основе современных достижений в области обучения взрослых.

С другими взглядами на обучение сотрудников, развитие управленческих навыков, конкретными советами и фишками можно познакомиться в постоянно пополняемом .

Сравнение типологий сотрудников по отношению к переменам

Типология сотрудника характеризует его отношение к переменам и определяет поведение.

В основе типологии Д.) лежит отношение людей к срокам при постановке целей и коллективной деятельности.

Типология Ф.) показывает различие между тем что люди говорят и делают.

Е.)показывает, как люди отличаются в реакциях по отношению ко всему новому и насколько быстро готовы его принять.

В основе типологии ) лежат предпочитаемые людьми источники энергии, способы получения информации и принятия решений, а также стиль жизни.

Цикл обучения Колба разделяет людей на активистов, мыслителей, теоретиков и прагматиков. Они характеризуют то, с чего начинают учиться (меняться) люди.

Разделяет людей по типам реакции, не вскрывая ее причин. И наверное, для практикующего менеджера это очень удобный инструмент, т.к. все же организация это не психоаналитический кабинет.

Скажите, Вам приходится обучать людей? Если Вы Бизнес-тренер, то можете пропустить пару следующих предложений и перейти к другому абзацу моего повествования. Если же нет, то повторяю вопрос: — Вы обучаете других людей? Дайте угадаю, если Вы руководите работой других людей, то совершенно точно Ваш ответ будет «Да!». Я ни разу не встречал руководителей, которые время от времени не занимались бы обучением (коррекцией работы, наставничеством, правкой мозга — нужное подчеркнуть) своих сотрудников. Такой же ответ будет, если Вы напрямую работаете с клиентами, например, продаете им что-то. Дело в том, что в работе с клиентами бывает необходимо формировать у них определенные навыки или знания относительно того, что Вы продаете. Иногда, если продукт достаточно сложный (например — инвестиции или серьезное программное обеспечение), Вам действительно необходимо работать на то, чтобы человек научился этим пользоваться.

Существует несколько моделей обучения. Я не буду касаться всех, которые знаю, и сейчас расскажу об одной модели, которой я пользуюсь в своей работе, продумывая дизайн тренингов, разрабатывая активности на тренингах, а так же анализируя свою работу. Вы можете найти описание этой модели по запросу «Experiential Learning Model» . Она разработана Дэвидом Колбом (David A. Kolb) , совместно с Роджером Фраем.

Если вкратце, то «Цикл Колба» заключается в следующем. Для того, чтобы взрослому человеку обучиться какому-либо сложному навыку максимально эффективно, то он должен пройти по четырем стадиям:

  1. Непосредственный опыт (concrete experience). Человек должен иметь некоторый опыт в том, чему хочет научиться или просто улучшить свои способности. Кроме того, человек должен знать, к каким результатам он обычно приходит, используя свой имеющийся на этом этапе опыт.
  2. Наблюдение и рефлексия (observation and reflection). Человек обдумывает и анализирует то, что уже есть у него в опыте.
  3. Формирование абстрактных концепций и моделей (forming abstract concepts). На этом этапе необходимо обобщить информацию, полученную опытным путем, до какой-то модели, которая бы описывала этот опыт. Таким образом происходит выстраивание взаимосвязей внутри опыта, добавление новой информации, генерация идей относительно того, как это работает.
  4. Активное экспериментирование (testing in new situations). И только на этом этапе необходимо поэкспериментировать и проверить пригодность созданной концепции для того, чтобы работать по ней дальше. Соответственно, после этого этапа, человек получает новый «непосредственный опыт» и круг замыкается.

Таким образом, что мы имеем. Мы имеем достаточно удобную модель работы практически с любым человеком, которая позволяет выстраивать процесс обучения исходя из его же опыта, что, в свою очередь, позволит сделать это обучение более приближенным к жизни человека.

В следующих заметках я расскажу о том, как можно планировать структуру тренинга, исходя из «цикла Колба», а так же о том, как еще Вы можете использовать «Цикл Колба» в продажах.

Консультант по эффективности персонала, главный редактор журнала «Компетенции»

Цикл Колба как эффективный инструмент корпоративного обучения

Из всех теорий, описывающих и объясняющих процесс результативного обучения, наиболее успешной является модель Колба (Experiential Learning Model, David A. Kolb). Согласно модели Колба люди обучаются с помощью одного из четырех способов:

  1. рефлексия
  2. концептуализации
  3. экспериментирование

Несмотря на то, что каждый обучаемый отдаёт предпочтение одному из четырех названных способов, он не может обучаться, минуя остальные три. Прохождение этих трех способов обучения как этапов, собственно и составили цикл Колба. Главная идея модели Колба заключается в том, что обучающийся перемещается из этапов «мыслительных» в «действующие» и обратно по кругу.

Из чего состоит модель Колба в сфере обучения?

Цикл Колба в тренинге состоит из четырех этапов:

  • Работа с опытом обучаемых – совершенно не принципиально получили они опыт в результате действий, или только тренер вызвал воспоминание от каких-то событиях.
  • Рефлексия — разложение опыта на элементарные составляющие и их оценка. (Анализ)
  • Создание концепции – создание более успешной модели поведения в ситуации, которая рассматривалась в качестве опыта. (Синтез)
  • Эксперимент — опробование вновь созданной концепции на практике.

Нетрудно заметить, что второй и третий этап являются соответственно процессами анализа и синтеза.

Цикл Колба — типы обучающихся

Оттолкнувшись от модели Колба, об индивидуальном предпочтении способов обучения, английские исследователи Мамфорд и Хоней (A. Mumford & P . Honey) описали четыре типа обучающихся:

  • Деятели
  • Аналитики
  • Концептуалисты
  • Экспериментаторы

С практической точки зрения обнаружить эти типы в чистом виде невозможно. Однако существенный индивидуальный перекос присутствует всегда. Это позволяет нам в тренинговой группе, выделить представителей всех четырёх типов, и управлять группой в процессе прохождения микро и макро циклов Колба, опираясь прежде всего на реакции участников соответствующего типа. Естественно, речь идёт о высочайшей квалификации тренера, тренеров с подобной компетенцией на рынке единицы.

Это еще один источник эффективности обучения активным методом. Кроме этого можно выделить ещё один фактор эффективности связанный с моделью Колба – разные типы обучаемых позволяют, объединяя их в тренинговую группу разделять дефицитный личностный ресурс. Например: деятели компенсируют своей энергетикой нерасторопность аналитиков, концептуалисты подытоживают работу аналитиков, экспериментаторы придают практическую направленность концептуалистам, и т.п.

Итак, в этой части статьи мы обнаружили еще три фактора эффективности активного обучения:

  • Использование цикла Колба
  • Использование типов обучаемых как движущей силы на соответствующем этапе обучения
  • Синергизм различных типов обучаемых

Необходимо заметить, что когда мы говорим высококачественном тренинговом продукте, (тренинге или тренинговых модулях) мы имеем в виду полноценное использование всех вышеперечисленных факторов. На этапе создания высококачественного тренинга необходимо учесть модель Колба в микродизайне и макродизайне. О квалификации ведущего-тренера способного использовать типы обучаемых и синергизм этих типов, приходится говорить только в превосходной форме.

может применяться в качестве эффективного инструмента корпоративного обучения. Подробнее с тем, что такое модель Колба и как ее применить в теории корпоративного тренинга узнавайте в следующих статьях.

В 1984 году профессор Дэвид Колб создал модель обучения, основанную на поэтапном формировании умственных действий. Его теория включает цикл обучения, состоящий из четырех отдельных этапов, и четыре разных стиля обучения.

Колб определял обучение как процесс приобретения и накапливания абстрактных концепций, способность применять их в различных ситуациях и возникновение на основе этого нового опыта.

Цикл обучения

По теории Колба, приобретение новых знаний и навыков происходит в течение цикла, состоящего из четырех этапов:

1. Конкретный опыт - приобретение нового опыта или новая интерпретация старого.

2. Наблюдения и рефлексия - наблюдение за любым новым опытом. Следует отметить, что сам опыт и его понимание не соответствуют друг другу.

3. Формирование абстрактных понятий - выстраивание нового представления, а также модификация уже имеющейся абстрактной идеи.

4. Активное экспериментирование - применение опыта в новых условиях, экспериментальная проверка.

Стили обучения

На основе четырех этапов цикла обучения Колб выделяет четыре разных стиля обучения. По его мнению, разные люди предпочитают разные стили обучения, на выбор которых влияет множество факторов, в том числе опыт образования, особенности познавательной сферы и социальная среда. Предпочтение определенного стиля обучения представляет собой результат двух выборов.

Свою модель обучения Колб рассматривает как два континуума: полюса первого представляют конкретный опыт и формирование абстрактных понятий, а второго - рефлексивное наблюдение и активное экспериментирование. Горизонтальная ось называется континуум обработки, она отображает, каким способом мы обучаемся. Вертикальная ось называется континуум восприятия, и она показывает, как человек реагирует на обучение. По мнению ученого, человек никогда не может находиться сразу на двух концах одной и той же оси. Исходя из этого, можно выделить четыре стиля обучения, представленные на рисунке ниже.


Итак, Колб определяет четыре разных стиля обучения, используемые людьми в зависимости от того, к какому концу континуума они тяготеют: приспособление, отстранение, ассимиляция и конвергенция. Хотя в разные периоды жизни мы применяем разные стили обучения, каждый неосознанно выбирает соответствующий ему. Чтобы лучше понять, как работают эти стили, рассмотрим следующую таблицу и диаграмму, которые подробнее обсуждаются далее.

Активноеэкспериментирование (АЭ)

Наблюдения и рефлексия (НР)

Конкретный опыт (КО)

Приспособление (КО/АЭ)

Отстранение (КО/НР)

Формирование абстрактных понятий (АП)

Конвергенция (АП/АЭ)

Ассимиляция (АП/НР)


Приспособление (КО/АП)

Этот стиль обучения базируется скорее на интуиции, чем на логике. Такие люди часто руководствуются шестым чувством; в деле получения информации полагаются на окружающих, после чего уже самостоятельно ее анализируют; предпочитают тщательно прорабатывать свои планы. Их привлекают новые ситуации и задачи.

Отстранение (КО/НР)

Люди с таким стилем обучения предпочитают наблюдать, а не делать, и решают проблемы посредством сбора информации и воображения. Поэтому они способны рассматривать ситуации с разных точек зрения и наилучшим образом проявляют в себя в условиях, когда требуется генерировать новые идеи, например во время мозгового штурма. Они, как правило, чувствительны, эмоциональны и артистичны. Им нравится работать в команде, получать отзывы о своей работе, собирать информацию; они с готовностью прислушиваются к мнению других людей.

Конвергенция (АК/АЭ)

Таких людей называют технарями; их больше привлекает решение технических задач, а не проблемы межличностного характера. Они наиболее полно реализуют свой потенциал при решении практических задач, а решение принимают путем поиска конкретных ответов на конкретные вопросы; любят экспериментировать с новыми идеями, моделировать и работать со специализированными приложениями для решения реальных задач.

Ассимиляция (АК/НР)

Здесь акцент делается на логическом подходе к абстрактным идеям и концепциям, которые этим людям кажутся важнее межличностного общения или практических приложений. Они способны понимать широкий диапазон информации и организовывать ее в четком логическом порядке, из-за чего ассимиляция более эффективна в научной среде. Таким людям также нравится всесторонне обдумывать ситуацию и исследовать разные аналитические модели.

Понимать, какой стиль обучения предпочтителен для вас и других людей, чрезвычайно важно и полезно; эти знания можно с большим успехом применять в реальном мире. Благодаря этому мы, например, можем понять, как донести информацию до окружающих наиболее эффективным способом и как улучшить собственные результаты.

Пол Клейнман: Психология. Люди, концепции, эксперименты .