Хорошая учеба - это успешная борьба с пробелами в знаниях. Технология предупреждения и ликвидации пробелов в знаниях младших школьников

ПРОБЕЛЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Давайте поговорим о современном школьном образовании, точнее, об основных его принципах . Безусловно, существуют разные школы: специальные школы с уклоном на какие-то предметы, экспериментальные школы и т. д., но мы будем говорить о принципах работы простых общеобразовательных школ.

Принцип, по которому проходит обучение в таких школах, – это планомерное движение вперед. Сначала усваивается одна тема, затем другая и т. д. Предполагается, что ученики повторяют пройденный материал и относятся очень серьезно к тому, чему их учат. Темы переходят из года в год, дополняются, усложняются, рассматриваются на новом уровне. Вот вам и цикличность , которая крайне необходима. По объему и охвату материала, по глубине проработки наша программа превосходит многие западные. Теоретически все выглядит очень здорово.

Проблема в том, что программы рассчитаны на «идеального », прилежного, ученика. Но далеко не такой большой процент детей имеет естественные склонности к обучению. У некоторых есть скрытые способности к торговле, некоторым просто нравится работать руками. Но образовательная программа одна, она рассчитана на активный тип учеников, самых лучших и прилежных, со склонностями к обучению.

Как же быть остальным? В этом случае роль учителя крайне важна. Он должен уметь переформировать материал таким образом, чтобы каждому было понятно.

К сожалению, на практике все получается немного по-другому. Пройдя одну тему, а потом еще несколько, большинство учениковзабывают то, что они проходили месяц назад. В результате, завершив годовой курс обучения, они не изучают ничего серьезно .

Причина этому – слишком большие промежутки между занятиями, слишком частые переключения внимания, связанные с большим количеством предметов, которые приходится изучать. Школьники теряют целостность восприятия . А поверхностное изучение предмета не дает возможности увидеть завершенность и гармонию. Если же информация не замыкается , преобразуется во что-то целое, в какую-то законченную картину, то память очень быстро снимает ее поддержку, освобождаясь от «малозначимой » информации. Актуальность определяется повторениями.

Память работает как машина , она не понимает деклараций типа: «Меня зовут Вася , и мне очень, очень, очень нужен английский. Он очень важен для меня». Чего бы Вася ни хотел, если его действия не соответствуют провозглашаемому, то память не поймет Васю. Она безжалостно сотрет недоученную информацию, несмотря на все его заявления. Важность для нее определяется только цикличностью повторения, то есть конкретным ритмом самой работы, а не одними намерениями.

Помните, мы рассматривали этот принцип работы памяти? Еще раз: если информация не повторяется определенное количество раз в определенный промежуток времени, то она просто стирается . Увы, но такова наша память, не ждите от нее понимания и сострадания.

На устранение некоторых причин школьных неудач, например таких, как отсутствие надлежащей помощи ученику со стороны разбитой семьи, неблагоприятные материальные или жилищные условия родителей ученика и т. д., учитель, как правило, может оказывать лишь незначительное влияние, и его возможности в этом отношении в общем ограничены. Сравнительно большими возможностями он располагает в отношении противодействия тем причинам школьных неудач ученика, которые кроются «в нем самом и в средствах его работы».

Поэтому к числу основных дидактических средств предупреждения и устранения школьных неудач следует отнести:

  • педагогическую профилактику, в том числе проблемное и групповое обучение;
  • педагогическую диагностику, прежде всего использование таких способов контроля и оценки результатов обучения, которые позволяют немедленно выявить возникающие пробелы в знаниях, умениях и навыках каждого ученика;
  • педагогическую терапию, особенно устранение выявленного отставания в области изученного учениками программного материала путем индивидуализации обучения на уроке, а также с помощью организуемых школой дополнительных занятий в группах для отстающих.

Педагогическая профилактика

Результаты процесса обучения и воспитания в значительной мере зависят от используемых учителем форм и методов учебно-воспитательной работы. К числу таких форм и методов, которые содействуют росту эффективности процесса обучения, относится, как следует из проведенных и уже документированных исследований, проблемное обучение. Работа учеников (на уроке) в коллективах из нескольких человек над определенными проблемами практического или теоретического характера приводит к росту интереса к учебе, приучает к коллективному преодолению трудностей, создает условия для обмена мнениями, вырабатывает критичность мышления, учит рациональным методам планирования и организации работы и т. д. Именно поэтому проблемное обучение в группах представляет собой одно из важнейших условий успешной борьбы со школьными неудачами и главным образом по этой причине заслуживает того, чтобы считать ее основной формой работы учителя на уроке.

Блок закрепления

Дайте общую характеристику проблемного и проблемно-группового обучения. Обоснуйте пригодность такого обучения для целей педагогической профилактики.

При затруднении перечитайте соответствующие фрагменты текста учебника. Не забудьте, что основная информация, касающаяся проблемного обучения, находится в различных главах, начиная со второй.

Педагогическая диагностика

Основой педагогической диагностики являются индивидуальные беседы учителя с учениками и их родителями, одноразовые и постоянные наблюдения за учениками, посещения учителем семьи ученика, тестовые исследования, а также организуемые каждые две-три недели собрания учителей. Классный руководитель, кроме того, должен постоянно вести дневник педагогических наблюдений, охватывающий каждого ученика, сотрудничать с родителями учеников, с молодежными организациями и с остальными учителями, чтобы знать не только домашние условия ученика, его положение в семье и т. п., но и его интересы, склонности, оптимальный для него темп работы и т. п. Знание всего этого позволяет учителю обеспечить рациональную индивидуализацию учебно-воспитательной работы как на уроке, так и во время внеклассных занятий. В общеобразовательных школах (начальных и средних) эти знания служат основой для направления учеников в наиболее подходящие для них типы высших и средних учебных заведений. Учителя обязаны проводить контроль и оценку результатов учебы в разных формах, чтобы как можно раньше выявлять имеющиеся у отдельных учеников пробелы во владении программным материалом. Основным средством, служащим выполнению этой задачи, являются систематически проводимые им исследования результатов учебы по каждому разделу программы. Такие исследования можно проводить с помощью педагогических тестов и другими способами. Их результаты образуют основу для оценки успехов отдельных учеников в учебе и направления отстающих учеников в специальные группы для устранения выявленных недостатков. На основе этих результатов составляются таблицы по видам допускаемых учениками ошибок. Эти таблицы могут служить исходным пунктом при анализе работы отдельных преподавателей и при решении вопроса об использовании соответствующих методических средств для ликвидации возможных недостатков в работе.

Расширяющий блок

Одной из форм педагогической диагностики являются систематические собрания всех учителей, работающих с учащимися данного класса. В случае необходимости в такого рода встречах могут участвовать и другие лица, например работники школьной библиотеки, представители родительского комитета, школьный врач, приглашенные родители и т. д.

Основная цель таких собраний состоит во всестороннем анализе результатов учебы и поведения учащихся. Основу такого анализа составляют индивидуальные наблюдения учителей за отдельными учениками, дополненные наблюдениями и замечаниями остальных учителей, школьного врача, родителей и т. д. Таким образом коллективно вырабатывается сравнительно полная характеристика каждого ученика данного класса; предметом особого внимания со стороны дома и школы становятся те дети, которые в данный момент этого требуют. Полученная таким путем информация составляет основу для рациональной индивидуализации учебно-воспитательной работы как на уроке, так и во время внеклассных и внешкольных занятий.

Педагогическая терапия

Педагогическая терапия может использоваться как по отношению к отдельному учащемуся, так и к целому коллективу.

Зная пробелы в знаниях отдельных учеников, учитель пользуется различными формами работы для их устранения. Например, он может поручить ученикам выполне

ние соответствующим образом индивидуализированных домашних работ, проводить индивидуальные консультации, уделять особое внимание слабым ученикам во время урока, выработать с родителями общую линию учебно-воспитательных воздействий и т. д. Если же все эти виды индивидуальной работы не приведут к нужным результатам и учащийся по-прежнему будет иметь пробелы в усвоении тех или иных частей учебного материала, то учитель должен направить его в соответствующую выравнивающую группу.

Занятия в выравнивающих группах должны проходить после уроков в школе. Их целью является ликвидация выявленного у отдельных учеников отставания в учебе. В этих группах ученики должны работать самостоятельно под руководством учителя. Выбор упражнений для каждого ученика должен быть продуман таким образом, чтобы ученик смог устранить пробелы и впоследствии активно участвовать в работе класса. Как план занятий в группах, так и оценки полученных результатов следует обсуждать во время собраний классных советов. Знание ошибок, допускаемых учениками и выявляемых благодаря сравнительно частым исследованиям результатов учебы, образует дополнительный фактор, позволяющий учителям индивидуализировать обучение в выравнивающих группах.

Состав выравнивающих групп не должен быть постоянным. Правильно, когда учащиеся принимают участие в их работе до тех пор, пока не устранят выявленных учителем пробелов. Некоторые учащиеся работают одновременно в двух и даже в трех выравнивающих группах, например по польскому языку, математике и физике. В связи с этим распределение и организация занятий отдельных групп должны быть предметом особой заботы со стороны руководства школы. Лучше всего, когда занятия в выравнивающих группах имеют постоянное место в еженедельном расписании школьных занятий.

Очень полезными в работе по устранению пробелов в знаниях и умениях учащихся оказываются программированные тексты. Они касаются тем, в знании которых учащиеся имеют определенные дефекты, позволяют им работать самостоятельно в подходящем для каждого из них темпе и принуждают их к систематическому контролю и оценке получаемых результатов. Проведенные эмпирические исследования показали, что именно эта форма ликвидации отставания в учебе является хорошим дополнением занятий, проводимых в выравнивающих группах.

Расширяющий блок

Типичным примером рационального использования педагогической терапии является описанное ниже занятие в выравнивающей группе по математике.

На основе наблюдений и данных исследования результатов учебы, проведенного после изучения темы «Действия с обыкновенными дробями», учительница установила, что шесть учеников VI класса демонстрируют значительные дефекты во владении программным материалом по упомянутой теме. Попытки устранить эти недостатки путем самостоятельной работы учащихся не привели к желательным результатам. В этой ситуации все шестеро учеников были направлены на занятия в выравнивающую группу по математике, причем было предварительно установлено, какие ошибки допускает каждый из них.

Оказалось, что ученик 3. Б. не умел сравнивать дроби с разными знаменателями, не понимал значения черты дроби, испытывал большие трудности при сложении и вычитании дробей со знаменателями, не являющимися простыми числами, не владел техникой приведения дробей к простому виду. Причиной трудностей в последнем случае было неумение находить наибольший общий делитель.

Ученик Б. Д. делал те лее ошибки и, кроме того, испытывал затруднения при делении обыкновенных дробей.

А. М., третий ученик, направленный на занятия в выравнивающую группу по математике, не овладел действием умножения обыкновенных дробей в случае смешанных чисел. Причиной ошибок было неумение осуществлять переход от смешанных чисел к неправильным дробям. Кроме того, этот ученик часто ошибался в таблице деления.

Оставшиеся три ученика, К. Н., Д. С. и Л. 3., проявляли недостатки в области нахождения наименьшего общего кратного и наибольшего общего делителя. Именно эти недостатки затрудняли им сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, их сравнение.

Анализ показал, что ученики рассматриваемой группы имели два вида недостатков в знаниях и умениях: во-первых, недостатки, общие для большинства учеников группы (недостаточное владение такими операциями, как нахождение наименьшего общего кратного и наибольшего общего делителя, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, особенно со знаменателями, не являющимися простыми числами, а также сравнение дробей с разными числителями и знаменателями); во-вторых, недостатки, присущие только отдельным ученикам (непонимание функции черточки дроби, ошибки при выполнении таких действий, как упрощение дробей, деление обычных дробей, умножение обычных дробей на смешанные числа, недостаточное владение таблицей деления).

Применительно к выявленным недостаткам нужно было так подготовить занятия в выравнивающей группе, чтобы сначала устранить недостатки, типичные для всех учеников, и только позднее перейти к ликвидации индивидуальных ошибок. Так и поступила учительница. Во время первых двух встреч она повторила признаки делимости чисел, проработала на доске несколько примеров на нахождение наименьшего общего кратного и наибольшего общего делителя, а также выполнила ряд упражнений на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Для следующих двух часов занятий в выравнивающей группе она подготовила упражнения, учитывающие те виды ошибок, которые допускают отдельные учащиеся. Таким образом, первые два часа учащиеся работали коллективно, по очереди решали у доски задачи, общие для всех, а во время последних двух часов каждый ученик работал индивидуально под руководством учительницы.

В конце занятий в выравнивающей группе еще раз была проведена проверка знаний. Оказалось, что только ученик А. М. не сумел восполнить пробелы в знаниях. В связи с этим он должен по-прежнему продолжать занятия в этой группе. Остальные же были освобождены от этой обязанности.

Выделяя среди педагогических причин неудач учеников в школьной учебе относительно независящие и относительно зависящие от учителя, в числе последних мы можем выделить следующие группы:

Различные методические ошибки и недостатки, например, несоблюдение тех или иных принципов обучения; недостаточное знание учеников учителем; отсутствие необходимого внимания к ученикам, отстающим в учебе, со стороны школы.

Причины неудач

Охарактеризованные в данном параграфе профилактические, диагностические и терапевтические процедуры тесно связаны с устранением перечисленных групп причин. Профилактические действия направлены на то, чтобы не допустить возникновения методических ошибок. Ошибкам, вытекающим из незнания учителем учеников, должны препятствовать диагностические действия, целью терапевтических мероприятий является привлечение соответствующего внимания к тем отстающим ученикам, которые не могут, без помощи учителя преодолеть трудности, встречающиеся им в учебе.

Графический вид рассмотренных связей представлен на рис. 16.

Из рисунка следует, что хотя учитель имеет возможность устранить школьные неудачи, однако эта возможность ограничена. За пределами влияния учителя находятся причины социально-экономического и биопсихологического характера, воздействие которых на качество знаний учащихся бесспорно.

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на педагогическом совете

Работа с неуспевающими, ликвидация пробелов, повышение интереса к обучению как путь повышения качества образования

учитель математики: Гатауллина Ф.Х.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

u пропуски занятий по болезни;

u слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

u задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

u педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

u неблагополучная семья;

u проблема «улицы»;

u прогулы.

Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

Цели:

Ликвидация пробелов у учащихся в обучении;

Создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

Создать благоприятную атмосферу на уроке;

Своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

Изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

Освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

Ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

Культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

План работы со слабоуспевающими учащимися

Мероприятия

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

В течение учебного года.

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

7.Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности?

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемым с моей точки зрения является групповая технология :

во-первых , потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.

во-вторых , групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Выделю преимущества группового обучения перед традиционным:

приобщение к важным навыкам жизни: действенное общение, умение слушать, умение встать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели;

улучшение академической успеваемости;

воспитание самоуважения;

укрепление дружбы в классе, изменение отношения к школе;

отсутствие соревнования в учебной деятельности;

убеждение учащиеся в ценности взаимопомощи.

Для повышения эффективности и реального результата урока, активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики применяю систему ключевых задач. Её использование позволяет с одной стороны, включить в работу каждого ученика, а с другой развивает системное, логическое мышление учащихся. Для мотивированных детей появляется возможность проанализировать и оценить материал в полном объёме, сравнить разные методы решения, определить границы применимости для дальнейшего использования полученных знаний при решении более сложных задач.

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходило на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Для эффективной учебной деятельности всех учащихся дифференцировать их по уровню подготовки, стимулировать школьников, которым хорошо дается математика, поддерживать тех, у кого возникают трудности. Именно поэтому я в своей работе использую элементы технологии «Дифференцированное обучение».

Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике.

Под этим понятием подразумевается такое качество, которое характеризуется высоким уровнем мотивации в усвоении знаний и умений. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой технологии. Одной из таких технологий является игровая. Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении.

На современном этапе развития трудно представить общество без компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство. С помощью компьютера можно значительно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков учащихся.

Пробелы в знаниях

Пробелы в знаниях есть у всех.
Появиться они могли по самым разным причинам, иногда совсем не зависящим от детей.
Кто-то заболел и пропустил уроки в школе. Это самая распространённая причина пробелов. Ведь некоторые темы представлены в учебниках совсем не лучшим образом.
А у кого-то проболела учительница. А когда вышла на работу, то была вынуждена нагонять время: в почасовую программу пропуск уроков учителем не заложен.
В этом году уроки были отменены из-за эпидемии гриппа. Это значит, что все учителя будут стараться нагнать упущенное время.
Кто-то из ребят что-то недопонял на уроке. Имеет право ребёнок что-то недопонять или понять неправильно?
Поверьте, перечисление причин можно продолжать до бесконечности. Но лучше поговорить не о причинах, а о последствиях.

1. Пробелы в знаниях - беда, но беда поправимая

Поэтому, столкнувшись с пробелом в знаниях ребёнка, не расстраивайтесь, а радуйтесь. Очень хорошо, что вы пробел обнаружили. Почему?
Пробелы в знаниях как незалеченные раны. Они беспокоят человека, приносят неудобства, ограничивают свободу. В школьной жизни они могут обернуться неприятными неожиданностями в виде плохих отметок. Получается, что пробелы в знаниях - это источник постоянных стрессов, которые истощают ребёнка, подрывают веру в себя и мешают жить. Зачастую ребята не могут сами определить, какие у них пробелы. Ребёнок знает, что он чего-то не знает. И всё. Почему ошибка в разборе? Не знает почему. Ребёнок не способен осознать, что когда три года назад у него была ангина, в школе объясняли новый материал, которого и в учебнике-то нет. Про ангину это так, только для примера, причины, как мы определили, могут быть разными.

2. Полезное предположение

Обязательно сделайте предположение: возможно, у моего ребёнка есть и другие пробелы в знаниях. Поверьте, редко, когда такое предположение не подтвердится. Почему? Потому что язык - это система, а не беспорядочный набор случайных элементов. Если ребёнок не знает один элемент, то он не знает и связей этого элемента с другими. Значит, свойства, признаки, функции, сама природа целых классов явлений для него непонятны.
Для того чтобы разобраться, что ребёнок знает, а чего не знает, а если знает, то понимает ли до конца, на этом сайте есть

Любой ребёнок может пройти диагностику и узнать, какие пробелы в знаниях у него есть.

3. Если в тетрадях ребёнка есть ошибки, отнеситесь к ним вдумчиво

Ошибки в написании - это одно, а в разборах - другое.
Многие ошибки симптоматичны. Часто у разных ошибок одна причина. Понять ее - значит найти верный путь. Так как язык - это система, то и ошибки могут носить системный характер.
Представьте себя врачом. С одной стороны, у одного заболевания бывают разные симптомы. А с другой - отдельные симптомы разных болезней могут совпадать. Для успешного лечения нужна правильная диагностика.
Такая же ситуация с ошибками. Ошибки - это не сама болезнь, а симптомы неблагополучия. Чтобы такие симптомы собрать и разобраться в них, определить их причины, мы предлагаем проходить тестирование на сайте так же регулярно, как и тренинги.

4. Если у ребёнка обнаружился недостаток в знаниях, то естественен вопрос: где их взять, из какого источника черпать?

Возьмите в руки учебник вашего ребёнка. Это тоже источник знания, точнее, один из источников.
Почитайте параграфы. Один за другим. Вдумчиво. Потратьте на это занятие час вашего времени. Потом оцените то, что вы узнали. Это много или мало? Помните, у ребёнка нет вашего опыта работы с информацией. Это значит, что объём усвоенного материала у него будет ещё меньше, а количество затраченного им времени ещё больше.
Даже если вы будете удовлетворены содержанием параграфов школьного учебника, подумайте о том, что этот источник знания не всегда у ребёнка под рукой. Что делать, если тему изучали в прошлом году? Два, три года назад? В нашей школе существует многолетняя традиция выдавать ребятам книжки в начале учебного года и забирать их в конце. Не все родители могут купить все школьные учебники. Это дорого, уверяю вас. И где их хранить? Большинство наших семей живёт в весьма стеснённых условиях. Да и откуда знать, какие книжки покупать? Какие из них нужнее?
Этот сайт - тоже источник информации. Побродите по учебным разделам один час. Сравните эффективность подачи материала здесь и в школьном учебнике.

5. Знание приходит через понимание, осознание

Никогда не заставляйте ребёнка учить правила по учебнику без понимания. Это не бесполезно - это вредно. Ничего, кроме отвращения к предмету, вы не добьётесь.
Если вы сторонник традиционных технологий, то вначале разберитесь во всём сами. Продумайте общую логику, а также все детали и мелочи. Потом передайте ребёнку саму суть. Объясняйте просто, доступно, как маленькому. Потом обязательно проверьте, как ребёнок вас понял.

На этом сайте весь теоретический материал школьного курса изложен в разделе Как устроен наш язык достаточно полно и просто. Толковое изложение было одной из моих главных задач. Здесь, в отличие от школьного учебника, теоретический материал разведён по разным разделам и рубрикам. Ориентироваться на сайте проще, чем в школьном учебнике. При этом здесь принят подход, при котором уровень понимания контролируется постоянно. Без всякой отсрочки ребёнок видит, насколько успешно он работает. Как только задание выполнено, тут же виден ответ.

Какой бы путь вы ни избрали, уверяю вас: и вы сами, и ваши дети испытаете чувство облегчения, когда выяснится, что теперь пробела нет, а его место занято знанием.