Процесс саморазвитие менеджера. Саморазвитие сотрудника, как один из способов обучения персонала

Саморазвитие руководителя – процесс постоянный и обязательный для каждого управленца. Новые знания и опыт всегда идут только на пользу профессиональному росту и, конечно, развитию компании. О том, как найти время на образование и самосовершенствование, читайте в нашей статье.

Саморазвитие руководителя и профессиональное развитие – это две обязательных составляющих, от которых зависит успех каждого управленца.Рекомендую всем, кто задумывается об открытии собственного дела или хочет повысить уровень знаний для правильного управления бизнес-процессами, получать образование дистанционно. Это позволит вам добиваться поставленных целей, профеcсионального развития и убережет от множества неправильных решений.

Несмотря на то что многие до сих пор относятся к дистанционному обучению с недоверием, сегодня эта форма образования является самой удобной и доступной для тех, кто ежедневно занят на работе. Главное для профессионального развития и саморазвития руководителя выбрать подходящее учебное заведение и серьезно подойти к обучению. Ведь в «правильных» школах вам не дадут спуску.

Когда я начала свой бизнес, передо мной появилось множество новых задач: организация рабочего процесса, подбор сотрудников, контроль над выполнением поручений и многое другое. Для решения этих вопросов мне нужны были знания, которые помогли бы создать правильную структуру организации, научили бы верно мотивировать сотрудников, распределять между ними обязанности и полномочия. Да и в конце концов, требуются навыки, которые позволят создать команду единомышленников.

Лучшая статья месяца

Маршалл Голдсмит, лучший бизнес-тренер по версии Forbes, раскрыл методику, которая помогла топ-менеджерам Ford, Walmart и Pfizer подняться по карьерной лестнице. Вы можете бесплатно сохранить консультацию, которая стоит 5 тыс. долл.

В статье есть бонус: образец письма-инструкции для сотрудников, которое должен написать каждый руководитель, чтобы повысить производительность труда.

Надо было срочно идти учиться. Я стала думать, чем можно пожертвовать, чтобы высвободить время на обучение. Но такая жертва не потребовалась. Вопрос был решен благодаря дистанционному обучению.

  • Модели дистанционного обучения сотрудников в крупных компаниях

Учебное заведение

Изначально я рассматривала разные варианты образования: заочные, вечерние факультеты в государственных вузах, где преподаются бизнес-дисциплины. Ни для кого не секрет, что знания, которые дают у нас в высших образовательных учреждениях, очень высоко ценятся во всем мире. Вот и мне хотелось основательного и качественного образования. Но к сожалению, преподаватели государственных вузов преимущественно теоретики, которые не могут научить, как правильно воспользоваться полученными знаниями и навыками. Кроме того, в таких институтах требовалось обязательное присутствие на лекциях, семинарах. Для меня (думаю, и для вас тоже) это было проблематично. Я отказалась от этой идеи.

Конечно же, я и раньше слышала о дистанционном образовании, однако доверия оно не вызывало… И вот совершенно случайно в интернете прочитала о бизнес-школе, которая мне понравилась: программы курсов, преподаватели, приемлемая цена и срок обучения… Кроме того, у школы был филиал в моем городе, Новосибирске.

Решающим фактором в выборе этой бизнес-школы стало то, что преподаватели - это такие же бизнесмены, как и я, только вот опыта и знания реалий нашего бизнеса у них больше. А почитав в сети и на сайте отзывы учеников, которые обучались и обучаются сейчас дистанционно, я изменила отношение к этой форме образования и решилась пойти учиться онлайн.

Сейчас могу точно сказать, что успех подобного курса состоит в здоровом сочетании свободы (вы сами выбираете, где и когда вам изучать тему) и продуманного, жесткого контроля результатов обучения в виде тестов, итоговых работ, семинаров. А все это играет очень важную роль в процессе обучения.

    l&g t;

    Программа

    Меня заинтересовал курс MBA Start. Ознакомившись с содержанием программы, поняла, что это именно те знания, которые мне так необходимы. На мой взгляд, все темы очень важны и интересны. Программа состоит из 15 модулей, в каждом из которых рассматривается около шести-семи тем. Например, «Организационное поведение», или «Принятие управленческих решений», или «Система построения организации» и другие. Продолжительность обучения составляет два года. При желании можно было пройти курс быстрее - в школе предусмотрена досрочная сдача экзаменов. Что касается стоимости, на мой взгляд, все очень демократично: общая стоимость за два года составляет 179 000 руб.

    Формат

    Технология

    В процессе обучения вы проходите по два модуля в квартал, кроме стартовой пары модулей, на которые дается на один месяц больше.

    Сюда входят и изучение материала, и участие в семинарах, и сдача тестов, и написание итоговых работ. Это дает возможность привыкнуть к системе обучения, войти в ритм, разобраться с интернет-порталом для студентов, в котором можно найти лекции, сдать тесты, принять участие в семинарах, а также посетить дополнительные тематические семинары.

    В каждой модульной теме предусмотрена так называемая рабочая тетрадь с упражнениями, которые нужно выполнять при изучении темы. Я выполняю упражнения, но на проверку их никому не отправляю, и, соответственно, никто не проверяет, насколько правильно я выполнила задание. Вот это, пожалуй, был единственный минус - отсутствие обратной связи. В остальном все организовано очень удобно. Например, если не успеваешь за три месяца сдать тесты и написать итоговую работу, можно перевестись в группу, которая учится на месяц позже. А если сдашь раньше, то можешь написать заявление - и тебя переведут в группу, которая учится на месяц раньше. Таким образом, можно самостоятельно контролировать свой процесс обучения, вписывая его в свой рабочий режим, учитывающий командировки, авралы на работе и все прочие непредвиденные ситуации.

    Время

    В течение рабочей недели я трачу на обучение по три часа в день. Если вам такой вариант не подходит, можно заниматься и в выходные, но постарайтесь делать это регулярно и без больших перерывов. Пусть хотя бы по часу, но каждый день. В среднем на изучение одной темы уходит неделя. Затем надо сдавать тест, по результатам которого сразу видно, насколько хорошо усвоен материал. Обычно по каждому модулю сдается четыре теста, а после идет написание итоговой работы. Все это и способствует закреплению материала.

    • Тест на IQ и другие способы проверки менеджера по продажам еще на собеседовании

    Как выбрать школу

    Сергей Мясоедов ,

    ректор ИБДА Российской президентской академии

    Многие печатные издания и веб-сайты расставляют бизнес-школы в рейтинге в зависимости от того, сколько рекламных площадей та или иная школа бизнеса купит.

    За рубежом к составлению рейтингов подходят более профессионально. В их основу ложатся серьезные социологические исследования. Действительно качественный рейтинг программ МВА или школ бизнеса должен опираться на анализ успешности выпускников этих бизнес-школ, что в первую очередь оценивается карьерным ростом и ростом заработной платы. В нашей стране получение таких данных часто затруднительно. Многие выпускники бизнес-школ (причем наиболее успешные) не стремятся обнародовать свои доходы. Вообще же рейтинги строятся на анализе десятков показателей. Есть ли среди них те, которые в российских условиях по определению объективны? Полагаю, что есть (таблица).

    Результат

    Для меня была очень интересна тема, посвященная функциям менеджера. В процессе обучения я поняла, какие ошибки совершаю: многое делаю сама, тогда как можно делегировать какието малозначительные задачи подчиненным. Поэтому сразу начала перераспределять обязанности.

    Актуальна для меня и тема тайм-менеджмента - много времени уходило на различные мелочи. После пройденного курса пересмотрела свой режим, начала вести хронометраж рабочего времени, сразу выявила слабые места, такие как просмотр электронной почты и другое. Заранее стала планировать день, выделяя самые важные вопросы, расставлять приоритеты. И это очень помогает в текущих делах.

    В бизнес-образовании бесплатное и дешевое хорошим не бывает. Поэтому важными показателями реального качества бизнес-образования в школе являются время ее присутствия на рынке, наполняемость учебных групп и уровень цены на программах. Нельзя быть плохой бизнес-школой и на протяжении долгих лет набирать на программу, которая оценена рынком очень дорого, большое количество талантливых и сильных слушателей. Мировой опыт подтверждает: те бизнес-школы, которые в состоянии вывести на рынок самые дорогие программы, являются наилучшими и наиболее продвинутыми.

    • Эффективный тайм-менеджмент: как повысить показатели работы менеджеров на 50%

    Спрос на бизнес-образование возрастает

    Татьяна Максимова ,

    менеджер по маркетингу, QS World MBA Tour

    Интерес к бизнес-образованию среди россиян увеличивается из года в год. Об этом свидетельствуют как исследования QS, так и статистические данные Graduate Management Admission Council (GMAC). Например, в 2009–2010 годах в России более 1400 человек сдали GMAT (тест для поступления в большинство бизнес-школ), что на 3,5 % больше, чем в 2008–2009 годах, и на 41,2 % больше, чем в 2007–2008 годах. Если принять во внимание и граждан России, сдающих тест в других странах, этот показатель составит 2019 человек в 2010 году (по сравнению с 1914 в 2009-м и 1581 в 2008-м). Примечательно, что за последние пять лет число российских граждан, сдающих GMAT, увеличилось на 64 %. Таким образом, по этому параметру Россия вошла в тройку лидеров среди европейских стран, впервые перегнав Великобританию.

    Что же является главным мотивом получения степени МВА для российских кандидатов? По данным ежегодного исследования QS TopMBA.com Applicant Survey 2011, это прежде всего стремление улучшить карьерные перспективы (69 %), получить новые знания (67 %), а также желание получить управленческую должность (55 %) и наладить профессиональные связи (52 %). Аналогичную тенденцию отмечает и консультант компании Morgan Hunt Елизавета Комолова: «Кандидаты сегодня планируют получить бизнес-образование не только с целью повысить свою стоимость на рынке труда. Немало людей, которые заинтересованы в получении реальных знаний, а не просто корочки».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Кроме гимнастики, утро даёт прекрасную возможность закаливания организма методом контрастного душа. В результате значительно повышается жизненный тонус и сопротивляемость различным заболеваниям, особенно вирусным и простудным.

К вечеру ресурсы организма истощены (а у руководителей особенно подвержена перегрузкам нервная система) и на активные виды отдыха зачастую не остаётся сил. Здесь могут помочь различные методики релаксаций. Они снимут умственное перенапряжение, устранят или снизят возможный стресс от работы. Важно, что руководитель вернётся в свою семью, оставив рабочие проблемы за порогом.

Другой проблемой, пожалуй, является элементарное непонимание всей важности ортобиоза со стороны руководителей. Многие до сих пор думают, что занятия спортом и организация отдыха являются просто данью здорового образа жизни, что им некогда обращать внимание на себя из-за предельной загруженности и большой ответственности. Они не знают, что ортобиоз помогает повысить работоспособность, сопротивляемость стрессовым ситуациям, улучшить самочувствие и другие качества так необходимые руководителю для выполнения его функциональных обязанностей. Выходом из этой ситуации является деятельность учебных заведений, готовящих профессиональных управляющих, различные курсы по повышению квалификации среди руководителей, освещение данной проблемы в СМИ и различной литературе.

Другой, возможно главной проблемой при реализации ортобиоза помимо нехватки времени является низкий уровень самодисциплины или попросту лень. Многие люди с ней знакомы, но далеко не каждый может победить этого монстра. Что касается руководителей, то только те из них, кто сумеют правильно организовать свой отдых, смогут долгое время быть у руля.

Все рассмотренные проблемы при организации ортобиоза относятся не только к руководителям, но и ко всем остальным независимо от рода деятельности и занимаемой должности, так как здоровье человека - основа его существования и не может игнорироваться кем бы то ни было.

Здоровье руководителя - это половина успеха. Кроме того, любой руководитель должен быть профессионалом своего дела и обязан продолжать совершенствовать и развивать свои профессиональные качества на протяжении всей жизни. В следующей главе представлена примерная программа, которую может использовать руководитель для самосовершенствования и развития.

2.5 Программа самосовершенствования и развития руководителя

Программа по самосовершенствованию руководителя включает: самообразование руководителя; совершенствование техники и организации работы с информацией, техники чтения и методов работы со специальной литературой; тренировку внимания и памяти; овладение техникой ведения деловых бесед.

2.5.1 Самообразование руководителя

В зависимости от степени компетентности, руководителей можно классифицировать следующим образом:

¦ первый уровень - руководитель-технический работник;

¦ второй уровень - руководитель-профессионал;

¦ третий уровень - руководитель-творческая личность.

В современных условиях уже недостаточно быть руководителем первого уровня компетентности, выполняющим исключительно стандартные операции и использующим лишь те методы, которым его обучили. Существует острая потребность в руководителях-профессионалах, которые заинтересованы в развитии собственного стиля решения проблем, а следовательно, и в пополнении своих знаний.

Самообразование руководителя происходит на протяжении всей его деятельности, в процессе которой он приобретает знания, умение и навыки посредством чтения, контактов с другими людьми, опыта. Один из самых доступных способов самосовершенствования - это чтение литературы. Можно создать собственную библиотеку, содержащую не только книги, но и журналы, сделать подборку из менее официальных публикаций - соответствующих документов и докладов. Особенно ценной является специфическая форма публикации, известная под названием "пакет". Некоторые пакеты издаются в форме книг, другие содержат аудио- и видеоматериалы. Главное достоинство пакета - включение в него материалов и упражнений, которые руководитель может использовать в своей практической деятельности.

Подборку полезных упражнений и тестов можно сделать и в виде картотеки.

Имеется также множество разнообразных компьютерных программ, составленных специально для целей самосовершенствования.

2.5.2 Чтение специальной литературы

Чтение специальной литературы - это процесс накопления и расширения знаний. Умение работать со специальной литературой зависит от уровня подготовки специалиста. Совершенствование этой работы является важной задачей руководителя.

По своему характеру записи разделяются условно на два вида:

1) не связанные с аналитической проработкой текста (библиографическое описание, выписки, перечень страниц, подлежащих копированию, и др.);

2) связанные с аналитической проработкой текста (конспект, тезисы; оценочные записи и др.).

Закладки с надписями облегчают работу с книгой. Они позволяют быстро находить разделы текста, к которым приходится часто обращаться. На закладках следует четко обозначить, с какой целью они сделаны.

2.5.3 Совершенствование техники чтения

Установлено, что взрослый человек без специальной тренировки способен прочитать 200-250 слов в минуту. Однако скорость чтения может возрасти в два раза и более после овладения соответствующей техникой. Кроме того, в процессе обучения быстрому чтению одновременно происходит тренировка концентрации внимания и способности схватывать смысл текста. Для того чтобы повысить скорость чтения, достаточно регулярной получасовой тренировки в течение месяца.

Основные условия, необходимые для повышения скорости чтения, таковы:

1) избавление от вредных привычек и устранение отвлекающих факторов;

2) совершенствование методики чтения.

Вредными устаревшими привычками, которые мешают читать быстро и рационально, являются:

1) чтение по буквам и слогам. Если взгляд медленно переходит от буквы к букве или от слога к слогу, то они становятся точками фиксации внимания, чтение получается "спотыкающимся", а темп - низким. Необходимо одновременно фиксировать как можно больше слов. Как правило, слово можно узнать целиком по нескольким слогам;

2) внутреннее проговаривание читаемого. Привычка беззвучно (про себя) проговаривать текст существенно снижает объем прочитанного в единицу времени; темп чтения ограничивается темпом произнесения слов;

3) возвращение к прочитанным местам в тексте. Если взгляд постоянно возвращается назад к уже прочитанному, то происходит искусственное увеличение объема текста и снижается скорость чтения;

4) поверхностное чтение. Недостаточная концентрация внимания или слабый интерес к читаемому материалу ведут к снижению усвояемости содержания и восприятия информации;

5) слежение пальцем или карандашом;

6) чтение "слово за словом". Скорость чтения значительно возрастает при одновременном охвате целых групп слов, несущих определенный смысл;

7) движение головой (вместо слежения глазами). Глаза производят необходимые движения намного быстрее, чем голова;

8) позы, неудобные для чтения. Например, при чтении лежа быстрее наступает утомляемость и снижается внимание;

9) внешние факторы, такие, как плохое освещение, наличие шума, отвлечения и т.п.

Методику чтения можно совершенствовать путем:

¦ избавления от вредных привычек при чтении;

¦ тренировки движения глаз, с тем чтобы одним взглядом увидеть как можно больше слов;

¦ выполнения упражнений на концентрацию внимания;

¦ тренировки "периферийного" чтения.

"Периферийное" чтение, отличающееся более широким полем восприятия, ведет не только к повышению скорости чтения, но и к лучшему пониманию текста. Благодаря более широкому обзору представляется возможным охватить взглядом группы слов, несущих смысловую нагрузку, и легче вникнуть в прочитанное.

2.5.4 Тренировка памяти

Одним из важнейших профессиональных качеств руководителя является хорошая память. Память - это процесс восприятия, сохранения и воспроизведения информации. Её объём, быстрота запоминания, безотказность и точность воспроизведения предопределяются врожденными способностями. Однако нельзя все сводить к природным данным. Память в течение жизни развивается. Для того чтобы улучшить память, необходимо усвоить специально разработанные методы управления процессами памяти, постоянно тренировать ее механизмы.

К способам запоминания информации относятся:

¦ использование записной книжки;

¦ методика систематического запоминания;

¦ ретроспективный обзор.

Процесс записывания способствует лучшему запоминанию материала, а записи в блокноте (книжке) помогут вспомнить о полученной информации.

Методика систематического запоминания включает несколько стадий, на которых необходимо:

¦ сконцентрировать внимание на интересующей информации;

¦ несколько раз записать эту информацию, прочитать текст, затем пересказать его и, сравнив рассказ с оригиналом, исправить ошибки. При запоминании текста желательно разделить его на несколько коротких отрывков;

¦ мысленно представить себе эту информацию;

¦ постараться мысленно ассоциировать информацию с чем-то аналогичным или, наоборот, с диаметрально противоположным (метод контраста);

¦ повторить запоминаемую информацию. Длительность хранения информации в памяти определяется не только количеством установленных связей, но и повторением запомненного. Использование рациональных методов повторения позволяет достичь эффективного запоминания при относительно небольшом количестве повторений.

Регулярный ретроспективный обзор событий, происходящих в течение дня, также способствует развитию памяти.

2.5.5 Совершенствование техники и организации работы с информацией

Одним из направлений совершенствования техники и организации работы с информацией является её упорядочение. Объём информационных материалов, используемых руководителем, достаточно большой, и, если эти материалы не организованы соответствующим образом, работать с ними очень трудно. Ниже приводится несколько рекомендаций по упорядочению работы с информацией.

1. Для хранения информации можно применять выдвижной ящик с поперечными отделениями, пронумерованными от 1 до 31 (по числу дней месяца). В отделения вкладываются письменные материалы, которые понадобятся в назначенные дни. Каждый день из отсеков, помеченных числом месяца, берутся документы для работы.

Выдвижную систему хранения информации можно использовать для следующих документов и записей: писем, требующих ответа; докладов и документов и др.

2. На столе должно быть только две папки: для входящих и исходящих документов. При правильном использовании выдвижной системы хранения информации другие папки не понадобятся.

3. Подшивку документов следует осуществлять ежедневно, иначе вырастет бумажная гора, на разбор которой уйдут часы.

4. Для упорядочения записей в течение дня следует завести книгу "Для всего", куда можно записывать все - от протоколов собраний до телефонных номеров. В результате не придется искать заветный клочок бумаги, на котором записана переданная по телефону информация.

2.5.6 Техникой ведения деловых бесед

Восемьдесят процентов рабочего времени руководителя проходит в контактах с людьми. Для того чтобы заслужить высокий деловой авторитет и обеспечить расположение к себе со стороны исполнителей, выше- и нижестоящих руководителей, а также партнёров по бизнесу, руководитель должен обладать коммуникативной привлекательностью.

Необходимым условием коммуникативной привлекательности является

следование нормам деловой этики. Принципы деловой этики:

¦ честность и порядочность;

¦ свобода;

¦ терпимость;

¦ тактичность и деликатность.

Определить, насколько человек коммуникабелен, поможет тест "Коммуникабельны ли вы?", который приведён в приложении 6.

Таким образом, в практической части курсового проекта были рассмотрены основные проблемы, возникающие перед руководителями и предложены различные способы и методы их решения. В заключительной части приводятся рекомендации по организации времени и делаются выводы о системе практических действий руководителей по организации самоменеджмента и пути их совершенствования.

3. Заключительная часть

Немецкий профессор, руководитель Института стратегии и эффективного использования времени (г. Гейдельберг, Германия) Лотар Зайверт предлагает следующие десять "золотых" правил, выполнение которых поможет руководителю добиться экономии времени.

1. Формируйте рабочие блоки, в которые вы будете включать выполнение крупных или сходных по характеру заданий.

Если объединить выполнение нескольких небольших по объему, но сходных по характеру работ (например, телефонные разговоры, ответы на письма корреспондентов, обсуждение служебных вопросов с сотрудниками) в рабочие блоки, то экономия времени будет налицо.

2. Намеренно уединяйтесь и устанавливайте неприёмные часы.

Для выполнения чрезвычайно важных заданий необходимо иметь возможность работать спокойно, без каких-либо помех извне. Недопустимо, чтобы двери вашего рабочего кабинета были открыты всегда и для всех. Для этого следует переключить телефон на секретаря, коллег или воспользоваться автоответчиком. Только в этом случае в вашем рабочем расписании появится промежуток времени, когда вы сможете, максимально сосредоточившись, добиться наивысшей производительности труда и результативности. На поступившие в этот период телефонные звонки можно будет ответить позднее.

3. При проведении переговоров устанавливайте регламент, а также определяйте необходимые затраты времени для выполнения определенных заданий.

Продолжительность выполнения той или иной работы обычно зависит от имеющегося в распоряжении времени. Едва ли не каждый деловой человек жалуется на слишком затяжные и малорезультативные переговоры. Обсуждать следует все, что необходимо, но не более 1 часа. Этого времени вполне должно хватить для того, чтобы выслушать все точки зрения и принять основные решения.

4. Придерживайтесь принципа установления приоритетов при выполнении всех видов работ (принцип Эйзенхауэра).

Никто не в состоянии справиться со всеми делами, которые необходимо или хотелось бы сделать. Широко распространенным явлением и проблемой является стремление сделать сразу слишком много дел. Однако в сутках лишь 24 часа. Единственная возможность справиться с потоком заданий, деловых встреч, договоренностей - это четко и однозначно установить для них приоритеты, ориентируясь на достижение собственных целей и выполнение действительно важных дел. Благодаря этому можно наилучшим образом использовать каждый день, час и минуту.

5. По возможности выполняйте дела, руководствуясь законом Парето.

Главная трудность здесь заключается в том, чтобы выявить те 20%, от которых зависит успех дела.

6. В полной мере используйте делегирование полномочий.

Ни один деловой человек, дорожащий своим временем, не должен делать все сам. Те задания, выполнение которых могли бы взять на себя другие, непременно должны выполнять именно они.

7. Крупные задания выполняйте небольшими частями (тактика "нарезания салями").

Еще Альберт Эйнштейн подметил, что большинству людей нравится рубить дрова потому, что при этом за действием сразу следует результат. Именно из-за того, что результат отдален по времени, людям свойственно "увиливать" от крупных и непростых заданий или медлить с их выполнением, иначе говоря, откладывать их "в долгий ящик". Цели и проекты также следует делить на небольшие порции и выполнять их в течение достаточно длительного времени, каждый день отводя на эту работу примерно по два часа. По достижении первой промежуточной цели выявятся и определенные результаты, которые будут стимулировать выполнение оставшихся задач.

8. Устанавливайте для самого себя сроки выполнения дел категории "А".

В благих намерениях, как правило, недостатка нет, не хватает обычно времени, чтобы выполнить задуманное. Причина проста: только соберешься взяться за намеченное, как нужно провести незапланированную деловую встречу, затягиваются переговоры, возникают непредвиденные обстоятельства или просто отвлекают мелкие, повседневные дела, и тогда приходится отказываться от задуманного. Если же заранее, например в начале месяца, в рабочем календаре зарезервировать определенные временные блоки для выполнения своих начинаний и воспринимать их как заранее запланированные деловые встречи или совещания, да к тому же пометить их тем же цветным маркером, который вы используете для обозначения всех своих важных дел, то это психологически настроит вас на обязательность их выполнения. Когда вы станете в дальнейшем заносить в календарь сроки новых переговоров, совещаний и т.п., то невольно "споткнетесь" о свою прежнюю запись и будете вынуждены перенести намечаемое мероприятие на другой срок. Этого не случится, если в календаре будет отсутствовать запись о задуманном вами деле. Только так можно заставить себя непременно выделить в своем расписании время для выполнения действительно важных для вас дел, относящихся к так называемой категории "А", или А-дел. Записи о планируемых собственных А-делах точно так же, как и записи о деловых встречах, совещаниях и т.п., нужно дополнить конкретными сведениями, т.е. цифрами, датами и фактами. Когда сроки проведения различных мероприятий будут согласовываться с другими сотрудниками, "договоренности с самим собой" следует непременно учитывать при планировании всех остальных дел.

9. Главные задачи выполняйте рано утром (ощущение успеха).

Секрет успеха многих предпринимателей заключается в том, что они еще ранним утром дома или на рабочем месте непосредственно перед началом рабочего дня успевают выполнить то или иное важное для них дело или, по крайней мере, начать его. Подобное решающее опережение в любом случае окупается.

10. Сознательно учитывайте в рабочих планах колебания уровня работоспособности.

Большинство из нас на себе ощущает, что производительность труда в течение рабочего дня меняется, она то достигает пика, то резко снижается. В любом случае следует планировать выполнение наиболее важных работ на периоды повышения работоспособности. В это время человек чувствует себя полным сил и успевает сделать значительно больше и с лучшим результатом, чем в период спада работоспособности. Работы рутинного характера, не имеющие большого значения, следует выполнять в послеобеденное время. При планировании дел на день следует помнить, что самые важные дела выполняются в начале рабочего дня.

"Золотые" правила Лотара Зайверта предлагаю дополнить следующими советами:

1. Не стоит планировать более трёх важных и более десяти дел в целом на один день. Даже если у вас хватит времени на выполнение большего числа дел, к вечеру может не остаться сил на их выполнение.

2. Не приступать к выполнению новой задачи до завершения предыдущей; если вас прервали, то следует вернуться к незавершенному делу.

3. Планирование - основа экономии времени; ежедневник - основа планирования. Как ни старайтесь, а всего в голове не удержать. Обязательно ведите записи, делайте отметки о выполнении, периодически корректируйте запланированные мероприятия и назначенное для них время, отмечайте время, затраченное на решение той или иной задачи.

4. Планируйте не более 60% рабочего времени. Остальное время стоит оставить на незапланированные дела, которые имеют особенность появляться внезапно, требовать решения и отнимают время. 40% резервного времени помогут вам в этом и позволят выполнить запланированные дела.

3.2 Выводы о системе практических действий руководителей по организации самоменеджмента и пути их совершенствования

Чтобы составить хороший план использования рабочего времени, важно точно знать свой бюджет времени и совокупность планируемых задач. Необходимо установить приоритетность дел и строго следовать ей даже в том случае, когда менее важные дела выполняются намного легче и быстрее, чем более важные. При составлении индивидуального плана следует предусмотреть время, необходимое для проведения различных совещаний, обсуждения планов, участия в комиссиях и т.п.; для бесед с коллегами и подчиненными; консультаций с выше- и нижестоящими руководителями; для приема посетителей; участия в собраниях и конференциях; для командировок и т.п.

Следует выделить строго определенные часы и дни недели для выполнения регулярно повторяющихся работ (совещания, разбор почты, прием посетителей). Это даст возможность наладить такой ритм работы, который позволит сэкономить значительное количество времени.

Личный план работы должен быть реальным и неперегруженным. Следует запланировать соответствующий резерв времени для непредусмотренных, случайно возникающих работ (один час в день или полдня в неделю). Время проведения совещаний, конференций, обсуждений, собраний, заседаний должно быть минимальным и в то же время достаточным для обмена информацией. Этому способствует тщательная подготовка мероприятия. Необходимо резервировать часть времени для творческой работы и повышения квалификации.

Руководитель должен знать и применять на практике закон Парето и принцип Эйзенхауэра в технике личной работы, использовать метод "Пяти пальцев" в организации самоконтроля.

Важное внимание следует уделять организации отдыха. Регулярные занятия спортом не только способствуют предотвращению наступления стрессов, но и способствуют сохранению здоровья и поддержанию хорошей физической формы.

Напоследок можно сказать следующее: не существует предела самосовершенствованию, не стоит останавливаться на достигнутом, всегда нужно стремиться быть ещё более организованным, более образованным, знающим, здоровым, счастливым и далее всё то, что вы поставите своей целью.

Библиография

1. Адаир Дж. Джон Адаир о менеджменте и лидерстве / Дж. Адаир; под ред. Н. Томаса; [пер. с англ.]. - М.: Эксмо, 2007. - 208 с. - (Библиотека ЭКСПЕРТА);

2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по эконом. специальностям / Ботавина Р.Н. - М: Финансы и статистика, 2001. - 208 с.

3. Васильева И.Н., Желнинский Г.С. Организация делопроизводства и персональный менеджмент: Учебное пособие. - 2-е изд. - М.: Вузовский учебник, 2004. - 272 с.

4. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 512 с.

5. Добротворский И.Л. Менеджмент. Эффективные технологии. Учебное пособие. - М.: "Издательство ПРИОР", 2002. - 464 с.

6. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. - М.: Мастерство, 2002. - 288 с.

7. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие / Изд-е 3-е. - Ростов н/Д: "Феникс", 2004. - 352 с. (Серия "СПО")

8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 1995. - 704 с.

9. Москвина Л.Г. 136 популярных тестов. - М.: Рольф, 2000. - 384 с. - (Страна советов)

10. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 432 с.

11. Уткин Э.А. История менеджмента - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандеш": Издательство ЭКМОС, 1997. - 348 с.

12. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: Учеб. для сред. спец. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 1996. - 271 с.

Приложение 1

План работы начальника ОВО при УВД по г. Вологде на день

8:00 - 8:30 начало рабочего дня, корректировка плана работы на день, просмотр запланированных важных дел и др.;

8:30 - 9:00 Планёрка с замами, начальниками отделов и командиром батальона;

9:00 - 10:30 Подготовка отчетов, различных планов, учредительных, организационно-распорядительных и др. документов;

10:30 - 11:00 Деловые телефонные разговоры;

11:00 - 12:30 Совещание в ГУВД;

12:30 - 13:30 Обед;

13:30 - 14:30 Незапланированное время;

14:30 - 16:00 Прием посетителей по деловым вопросам;

16:00 - 16:30 Визирование бухгалтерских документов (платёжные поручения в банк, счета на оплату, дебиторские письма и т.п.);

16:30 - 16:45 Наведение порядка на рабочем месте и подведение итогов дня;

16:45 - 17:00 Планёрка с инспекторским составом, дежурной частью и руководителями батальона;

17:00 - 17:15 Планёрка с замами и командиром батальона;

17:15 - 17:30 Составление плана на следующий день.

Подобные документы

    Механизм управления рабочим временем руководителя отдела подбора персонала ООО "ИНКОМ-Недвижимость Севастопольское". Содержание труда руководителя и структурирование затрат его рабочего времени. Рекомендации по использованию рабочего времени руководителя.

    дипломная работа , добавлен 26.01.2013

    Сущность планирования рабочего времени. Эффективное обучение тайм-менеджменту. Анализ планирования рабочего времени руководителя на примере OOO "ФЛИНТ-КCИ" и разработка рекомендаций по его оптимизации. Причины дефицита времени и его инвентаризация.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2012

    Функции планирования на предприятии. Основные обязанности руководителя. Организация труда руководителя, планирование его времени (тайм-менеджмент). Рекомендации для составления недельного плана. Планирование времени специалиста, его обязанности.

    реферат , добавлен 08.06.2014

    Сущность и характеристика труда руководителя, его отличительные особенности и делегирование полномочий. Основные моменты работы с документами и прием посетителей. Особенности организации рабочего места руководителя. Планирование рабочего времени.

    реферат , добавлен 17.10.2010

    Специфика и методы совершенствования деятельности руководителя, а так же условий управленческого труда. Практическое планирование совершенствования труда руководителя и экономии рабочего времени на примере ООО "МегаТэкс". Циклограмма рабочего дня.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2009

    Анализ использования времени в работе менеджера, его биологический ритм и пики работоспособности. Фотография рабочего дня и хронометраж. Факторы сокращения потерь рабочих часов. Причины дефицита времени, основные методы тайм-менеджмента в организации.

    курсовая работа , добавлен 14.07.2010

    Основные понятия, задачи и принципы управленческого труда, факторы, методы и условия его совершенствования. Планирование индивидуальной работы руководителя, взаимосвязь с комплексным планом управления организации. Классификация затрат рабочего времени.

    лекция , добавлен 03.02.2009

    Рабочее время: понятие, структура и значение. Основные принципы эффективного использования рабочего времени. Причины потерь и рационализация рабочего времени. Проблемы, мешающие рациональному использованию рабочего времени руководителя ООО "Раcсвет".

    курсовая работа , добавлен 13.12.2012

    Сущность и основные задачи учета рабочего времени. Особенности планирования и распределения рабочего времени руководителя. Управление рабочим временем, его контроль. Контроль за использованием рабочего времени как основной способ управления персоналом.

    курсовая работа , добавлен 26.07.2010

    Организационная структура и управление внутренней средой организации. Специфика мышления и поведения руководителя как условие эффективности управления. Практическое планирование труда руководителя и экономии рабочего времени на примере ООО "Омспецстрой".

Очень часто не сложность проблем, а нехватка времени на их решение являются главной причиной неудовлетворенности результатами деятельно­сти делового человека. Самоменеджмент представляет собой последователь­ное и целенаправленное использование испытанных методов работы в по­вседневной практике для того, чтобы оптимально и эффективно использовать свое время.

Главная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально ис­пользовать личные возможности, осознанно управлять ходом своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни. Каждому человеку вообще и в особенности тому, кото­рый готовит себя к работе организатора-менеджера, в первую очередь необхо­димо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию целенаправ­ленных и выполнимых задач. Даже тогда, когда на вас со всех сторон свалива­ются разные задания и работа вас прямо-таки захлестывает, вы сумеете бла­годаря последовательному планированию времени и использованию методов научной организации труда лучше осуществлять свою деятельность, каждый день выделяя резерв времени для действительно руководящих функций.

К сожалению, многие менеджеры слишком ориентированы на процесс деятельности, а не на его результаты. При таком подходе они предпочитают: правильно делать дела вместо того, чтобы делать правильные дела; решать проблемы вместо того, чтобы создавать творческие альтернативы; сохранять средства вместо того, чтобы оптимизировать использование средств; выпол­нять долг вместо того, чтобы добиваться результатов; уменьшать затраты вме­сто того, чтобы повышать прибыль.

Ежедневное решение разнообразных задач и проблем можно представить в виде цепи различных функций, которые находятся в соответствующей взаи­мозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности. Процесс самоменеджмента в аспекте последовательно­сти выполнения конкретных функций может охватывать шесть фаз:

Постановка цели - анализ и формирование личных целей;

Планирование - разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;

Принятие решений по конкретным делам;

Организация и реализация - составление распорядка дня и организа­ция личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;

Контроль - самоконтроль и контроль итогов (в случае необходимости - корректировка целей);

Информация и коммуникации - фаза, свойственная в определенной степени всем функциям, так как и коммуникации, и обмен информацией необходимы на всех фазах самоменеджмента (рис. 38).


Рис. 38. Функциональная модель самоменеджмента

Заметим, что отдельные функции не обязательно следуют строго одна за другой, как это представлено в модели, а могут многогранно переплетаться.

Овладение искусством самоменеджмента дает такие преимущества: вы­полнение работы с меньшими затратами; лучшая организация труда; меньше спешки и стрессов; больше удовлетворения от работы; активная мотивация труда; рост квалификации; снижение загруженности работой; сокращение ошибок при выполнении своих функций; достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

При этом вы должны научиться: рационально использовать свое время; мыслить целенаправленными категориями и работать в соответствии с целя­ми; при помощи планирования приобретать уверенность в себе и освобож­даться от стрессов; ежедневно добиваться успехов и находить свободное вре­мя (не менее часа).

Дейл Карнеги в своей знаменитой книге "Как приобретать друзей..." од­нозначно утверждает: "Самосовершенствование - прежде всего". Для того чтобы управлять другими, необходимо сначала научиться управлять собой.

К характерным чертам руководителя, который хорошо управляет собой, относят следующие: здоровое тело, отсутствие вредных привычек, энергич­ность и жизнестойкость, спокойный и уравновешенный подход к жизни и работе, способность преодолевать стрессы, эффективное использование време­ни и др. При этом следует помнить, что все аспекты управления между собой взаимосвязаны.

Большинство видов деятельности в сфере менеджмента требуют высокого индивидуального развития. По мере того, как возрастает степень изменений, возникает потребность развивать свой творческий потенциал. При таких условиях менеджерам необходимо поддерживать свой уровень, несмотря ни на что. Труд менеджера, который постоянно изменяется и выдвигает новые требования к менеджеру, предусматривает высокую способность к самораз­витию.

Саморазвитие необходимо и для тех, кто собирается переходить на более престижную работу или находится между двумя важными этапами своей карьеры, т. е. всякий раз, когда менеджеру необходимы наибольшая воспри­имчивость, энергичность или находчивость.


К саморазвитию побуждают такие желания, как достижение служебно] карьеры; более эффективное выполнение текущей работы; получение боль шего удовольствия от работы, жизни и др.

Под самосовершенствованием подразумеваются личностные изменения, возникновение новых взглядов, ощущений. Эти изменения личности и явля­ются развитием вашего "Я".

Главным направлением самосовершенствования является развитие на­выков самостоятельного мышления, выработка собственных идей на базе соб­ственного опыта. Оба направления тесно связаны и предполагают выработку собственных идей на основе получаемой информации, общения с другими людьми и обратной связи.

Результативность процесса самосовершенствования рассматривается с точ­ки зрения мышления (наши идеи, убеждения, концепции, теории); ощущения (наши чувства, настроения); готовности к действиям (способность или неспо­собность действовать в зависимости от ситуации) может быть представлена в виде таблицы (табл. 24).

Таблица 24. Качественные результаты самосовершенствования

Аспекты развития личности Результат совершенствования
Мышление Ощущение Подготовка к действию
Здоровье Последовательность идей Способность учитывать и детали, и ситуацию в целом. Персональные стандарты. Ценности. Мораль. Философские, религиозные и другие убеждения Осознание и призна­ние чувств. Внутрен­няя сбалансирован­ность. Внутреннее спокойствие Калорийность, диета, физическая подготов­ка, здоровые привыч­ки и образ жизни
Навыки Умственные и концеп­туальные способно­сти, профессиональные знания, память, логи­ческое мышление, способность к твор­честву, интуиция Способность общения с людьми. Артисти­ческие способности Профессиональные способности
Способ­ность к дей­ствиям (мотивация и реши­мость) Способность делать выбор и идти на ком­промисс, способность отказываться от пред­ложенного решения Способность осмыс­ливать и трансформи­ровать помехи - разо­чарование, несчастье, страдание - и управ­лять ими Способность выйти из состояния депрес­сии, взять инициа­тиву в свои руки, снова приняться за решение проблемы
Личность Осознание и понимание себя Примирение со своими недостатками. Способ­ность радоваться имею­щимся достоинствам Самомотивация, зна­ние пределов своих возможностей. Цель жизни

Формирование личности менеджера

Рассмотрим более подробно различные аспекты развития личности. Пер­вый аспект развития личности - здоровое мышление. Если вы признаете не только собственное мнение, но и мнение других, готовы их выслушать, отне­стись к ним с уважением, даже если вы их не разделяете, значит, вы облада­ете здоровым мышлением. Таким образом, здоровое мышление характеризу­ется наличием системы связанных и последовательных идей и убеждений, которые вряд ли будут подвержены изменениям в зависимости от ситуации.

Для человека со здоровым мышлением характерна способность замечать детали и одновременно иметь представление о ситуации в целом. Влияние ваших идей и поступков на других людей приводит к формированию систе­мы персональных стандартов и моральных ценностей (философских, религи­озных, духовных), вызывающих определенные чувства.

"Здоровые чувства" - это осознанность того, что они есть, и влияют на вас. Подавление своих чувств или отрицание их наличия нельзя назвать здоровыми проявлениями, т. к. подавляемые чувства почти всегда проявля­ются самым нежелательным образом - в виде неконтролируемых реакций (например, неспособность сдерживать свой гнев), ухудшающих взаимоотно­шения с другими людьми, напряженности, нервозности, бессонницы и целого ряда болезней.

Однако сказанное вовсе не означает, что давать волю своим чувствам - значит способствовать укреплению здоровья. Необходимо стремиться к со­стоянию равновесия, при котором осознаются и самопризнаются свои чув­ства, но при этом мы не позволяем им превалировать над нами.

Наличие у человека здоровых чувств свидетельствует также о сбаланси­рованности личности, умственной и физической деятельности, материальных и духовных интересов. Самосовершенствование предполагает анализ этих аспектов в жизни человека и устранение любого дисбаланса.

Существует три вида сбалансированности личности.

Первый - это внутренняя уравновешенность, которой обычно можно до­биться с помощью таких приемов, как созерцание, медитация и система упраж­нений йоги.

Второй - это сбалансированность самих процессов мышления, ощущения и готовности к действию. Примером несбалансированности может быть же­лание, не подкрепленное соответствующими действиями, или, наоборот, чрез­мерная и непродуманная активность.

Третий вид сбалансированности - уравновешенность четырех аспектов развития личности, т. е. баланс между временем и усилиями, потраченными на совершенствование вашего здоровья, навыков, действий и личности свое­го "Я".

Что означает "готовность к действию" применительно к здоровью? Речь идет в основном о физическом здоровье, которое зависит от таких факторов, как калорийность пищи, диета, физическая подготовка и здоровые привычки.

Второй аспект развития личности - навыки. Человеку, занимающемуся самосовершенствованием, необходимо развивать целый ряд умственных и

концептуальных способностей: запоминание, логическое мышление, усвоение технических знаний, творческий подход, интуицию.

Третий аспект развития личности - "способность к действиям" - в реаль­ной жизни предполагает развитие физических, технических и профессиональ­ных навыков.

При наличии умственного и физического здоровья человек может разви­вать свои навыки, а при наличии решимости и умения мотивировать эти навы­ки, он может преобразовывать их в действия. В результате возникает осозна­ние себя как личности: "Хорошо, что я такой, какой я есть" - это четвертый аспект. Восприятие себя как личности характеризуется пониманием себя, а также наличием внутренней ориентации, осознанием цели в жизни.

Отсутствие должного осознания своей личности противоречит принци­пам самосовершенствования. Необходимо примирится со своими недостатка­ми, но нельзя ненавидеть себя за них: вы должны либо исправить эти недо­статки, либо постараться найти оптимальный выход из неудачной ситуации. Вы также должны признавать и свои достоинства, не опускаясь до чрезмер­ного самодовольства, равно как и до самоуничижения и ложной скромности.

Следовательно, понятие "самосовершенствование" предусматривает укреп­ление здоровья, развитие мастерства, мотивации, решимости, осознание своего "Я" и цели в жизни.

Положительные и отрицательные качества часто в специальной литера­туре обозначают понятиями высшего и низшего "Я".

Высшее "Я" - это ваши положительные качества. Хотя у всех людей есть высшее "Я", многие, как ни странно, не осознают, не замечают своих хороших качеств и со смущением могут отрицать их наличие.

Другие люди, наоборот, слишком самодовольны и видят в себе только по­ложительные качества, которые, возможно, у них и отсутствуют.

Полезным может быть составление вами списка ваших качеств, относя­щихся к высшему "Я". Осознайте наличие у вас этих положительных ка­честв, но избегайте самодовольства.

Низшее "Я" - это ваши отрицательные качества. Поскольку низшее "Я" присуще всем нам, очень важно уметь признавать его. Отрицая его существо­вание у себя, вы препятствуете процессу самосовершенствования. Очень важ­но не позволять низшему "Я" преобладать над вами. Составьте список ваших качеств, относящихся к низшему "Я". Признайте их существование у себя и мотивируйте этим свое самосовершенствование.

Основные методы самосовершенствования, способствующие достижению разнообразных общих результатов в развитии личности, также помогают вы­работать качества и навыки, необходимые для такого развития, а именно: ведение личного журнала; ретроспективный обзор событий; размышление о происходящих событиях; умение прислушиваться к своему внутреннему "Я"; развитие интуиции; смелость в использовании новых идей; экспериментиро­вание с новым типом поведения; укрепление силы воли; поддержание спо­собности к восприятию нового; работа над высшим и низшим "Я"; способы


Формирование личности менеджера

совершенствования мышления (чтение, конспектирование, составление пла­на, методика систематического запоминания и др.); другие возможности са­мосовершенствования (обучение на курсах, участие в различных объединени­ях, кружках, выработка индивидуального стиля управления, развитие способ­ности общения и т. п.).

Контрольные вопросы

Что вы понимаете под термином "самоменеджмент"?

Функциональная модель самоменеджмента.

Преимущества самоменеджмента.

Причины, побуждающие заниматься саморазвитием.

Главные направления самосовершенствования менеджера.

Качественные результаты самосовершенствования.

Сбалансированность личности и как ее достичь.

Низшее и высшее "Я".

Основные методы самосовершенствования.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО "Чувашский педагогический университет им. И.Я. Яковлева"

Кафедра менеджмента и PR-технологии


Курсовой проект

по дисциплине: Теория организации

"Самоорганизация как процесс саморазвития"

Выполнила: студентка Мишкеева И.Н.

Научный руководитель: Мирошнеченко О.Н.

Чебоксары - 2010


Введение

Глава 1. Теоретические основы самоорганизации управленческого труда

1.1 Понятие самоорганизации управленческого труда

1.2 Виды самоорганизации

Глава 2. Исследование самоорганизации персонала МОУ "Шоршелская СОШ им.А.Г. Николаева"

2.1 Характеристика МОУ "Шоршелская СОШ им. А.Г. Николаева"

Заключение

Список использованной литературы

Приложения


Введение

Сегодня в век высокой конкуренции люди должны саморазвиваться для достижения определенной цели в своем профессиональном деле. Для того чтобы стать лучшим, не обязательно ждать указаний от руководителей, можно сделать что-то и самому. Ведь, самоорганизация эффективна не только для предприятия, но и для человека, так как самоорганизация - это процесс саморазвития, а саморазвитие это еще одно составляющее личного успеха человека.

Актуальность работы состоит в том, что во все времена ценились умные и любящие труд люди, и главным составляющим этих людей был потенциал их самоорганизации. Это совершенно естественно, особенно если говорить о руководителях, поскольку, собираясь организовывать других, руководитель, прежде всего, должен организоваться сам, он должен показывать пример преуспевающего во всем начальника, он должен быть лидером, авторитетом.

Наука о самоорганизации и самоуправлении человека носит название самоменеджмент. Сюда же можно отнести и самодисциплину: умение держать себя в руках, управлять своим поведением; умение подчинять свои действия определенным требованиям, принципам.

Цель самоорганизации руководителя - наилучшим образом использовать собственные возможности, время, сознательно управлять жизненными процессами (уметь самоопределяться), легче преодолевать негативные обстоятельства (кризисные ситуации) как на работе, так и в личной жизни.

В самом человеке изначально заложено все необходимое для того, чтобы жить, развиваться, совершенствоваться, помогать самому себе справляться с постоянно возникающими проблемами. Нет и не может быть истинной помощи, кроме самопомощи. Разумная самоорганизация, достижение внутренней гармонии, следование своим жизненным ценностям и интересам (не противоречащим окружающему социуму) дает руководителю следующие преимущества: лучшую организацию личного труда, выполнение работы с меньшими затратами, меньшую загруженность работой, меньше спешки и стресса, меньше ошибок при выполнении своих функций, лучшие результаты труда, рост квалификации, высокую мотивацию труда, достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

Подсистема саморазвития в системе управления отражает возникновение таких качеств, как стремление к самосовершенствованию, гибкость и адаптивность к изменениям, ориентация на новшества, поиск и разработка прогрессивных идей и ускоренное введение их в практику функционирования системы управления. Более того, подсистема саморазвития является генератором этих качеств, она же несет в себе механизм их воспроизводства, закрепления, распространения и практического воплощения.

Важнейшим направлением функционирования подсистемы саморазвития является развитие кадров системы управления. Это обусловлено тем, что единственно возможным реальным движением системы управления может быть только движение ее кадров, по вертикали - должностное продвижение, по горизонтали - смена профиля работ и рабочего места и вглубь - улучшение поведения и способностей в общении, рост позитивного отношения к работе, повышение профессиональной квалификации, производственного кругозора и навыков работы, овладение смежными профессиями и современными средствами обработки и передачи информации.

Объектом исследования является самоорганизация работников МОУ "Шоршелская СОШ им.А.Г. Николаева".

Цель работы рассмотреть теоретические основы на тему самоорганизация, исследовать самоорганизацию работников МОУ "Шоршелская СОШ им.А.Г. Николаева" и предложить методы по повышению самоорганизации персонала.

В процессе работы использовались абстрактно-логический метод, графический метод, метод сравнений.


Глава 1. Теоретические основы самоорганизации управленческого труда 1.1 Понятие самоорганизации управленческого труда

В каждой организации имеются регламентирующие документы на систему управления организации (уставные документы, законодательные и нормативные акты и т.д.). Однако наряду со штатным управленческим процессом в организации происходят процессы, связанные с несанкционированным управлением и организацией, т.е. самоуправление и самоорганизация.

Самоуправление и самоорганизация свойственны живой и неживой материи. В ряде случаев самоуправление и самоорганизация более эффективны, чем искусственные управление и организация.

Самоорганизация может рассматриваться как процесс и как явление. Сущность ее как процесса состоит в формировании совокупности действий, ведущих к созданию устойчивых реакций в системе. Сущность самоорганизации как явления состоит в объединении элементов для реализации программы или цели и действующих на основании внутренних правил и процедур.

Самоорганизацию как явление открытых систем изучает такая наука, как синергетика.

Самоорганизация проявляется в том, что в каждом человеке, в каждом работнике, члене трудового коллектива заложены огромные творческие возможности не только исполнения трудовых заданий, но и налаживания самого процесса организации работы, способность управления своим потенциалом не по указанию сверху, а исходя из собственных целей.

Самоуправление означает делегирование полномочий руководителей организации вниз по иерархической лестнице на уровень коллектива работников, вплоть до каждого рабочего места, и соответствующее принятие этих полномочий низовыми звеньями.

Самоорганизация и самоуправление - это единый процесс, благодаря которому управленческое воздействие получает новый источник, берущий начало изнутри объекта управления.

Самоорганизация и самоуправление основываются на многовековом человеческом опыте, свидетельствующем о том, что человека трудно заставить хорошо делать что-либо "из-под палки", что только пробуждение внутренней мотивации способно полностью реализовать творческий потенциал работника.

Сокращение объема управленческой работы руководителя путем делегирования части его полномочий на нижние уровни управления; разделение управленческих задач по функциональному признаку; придание управлению правового характера, регламентирование управленческого процесса; упорядочение управленческого процесса, наделение его признаками автоматизма; создание возможности связи управления и организации с мотивами трудовой деятельности работника; передача на нижние уровни управления не только части распорядительных функций, но и ответственности за их исполнение; расширение возможностей самоконтроля работника, который в ряде случаев становится единственным способом оценки эффективности и качества труда.

Успешность самоорганизации и самоуправления во многом объясняется тем, что работник все больше становится не только производителем продукции, но и ее потребителем. При этом качество управления процессом собственного труда обеспечивает качество потребляемых им товаров, т.е. качество жизни самого работника.

Построение самоуправления стало возможным лишь с началом демократических преобразований в жизни российского общества, появлением в нашей стране понятия "прав человека", создания механизма защиты этих прав. Развитие самоорганизации и самоуправления означает раскрепощение личности человека труда, превращение его из безликого "винтика" в самодействующего и ответственного субъекта производства.

1.2 Виды самоорганизации

Выделяют техническую, биологическую и социальную самоорганизацию.

Техническая самоорганизация (как процесс) основана на программе автоматической смены алгоритма действия при изменении свойств управляемого объекта, цели управления или параметров окружающей среды (например, система самонаведения ракет). Как явление техническая самоорганизация - это набор альтернативных интеллектуальных адаптивных систем, обеспечивающих заданную работоспособность вне зависимости от условий функционирования. Среди них различают самонастраивающиеся, самообучающиеся и самоорганизующиеся системы.

Биологическая самоорганизация основана на генетической программе сохранения вида (как процесс), призванной обеспечить соматическое (телесное) построение объекта (как явление).

Социальная самоорганизация (как процесс) основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений, включающей меняющиеся во времени приоритеты установок, интересов, ценностных ориентации, мотивов и целей относительно постоянных во времени законов организации. Самоорганизация реализуется путем самообучения, самовоспитания и самоконтроля. Как явление социальная самоорганизация - это конкретные поступки человека или организации, формы коммуникаций, выводы.


1.3 Самоорганизация в деятельности руководителей

Основным инструментом становления профессионального руководителя является потенциал его самоорганизации. Это совершенно естественно, поскольку, собираясь организовывать других, профессионал, прежде всего, обязан организоваться сам. Понятие самоорганизации включает не только осознанные, но и инстинктивные, а возможно, и иные начала, что требует более подробного определения ее сущности, содержания и форм реализации. Вместе с тем наиболее контрастно самоорганизация руководителя проявляется в стиле руководства, которое реализуются руководителем на практике. И это во многом определяет как результат его деятельности, так и результат функционирования всей организации в целом.

Механизм самоорганизации генетически свойственен любому человеку. Такой механизм является основой обеспечения существования, построения и проведения действий, формирования мировоззрения и осуществления необходимого для человека взаимодействия. Обеспечивая собственное существование, ставя и достигая те или иные цели, каждый сначала самостоятельно организуется и только затем (в силу этой самоорганизации) целенаправленно мобилизует и использует собственные возможности построения взаимодействий с окружающими. Самоорганизация в этом смысле характеризует личность как конструктивно сложившегося, адекватно мыслящего, самообеспечивающегося и целенаправленно развивающегося субъекта, готового к эффективному взаимодействию с окружающими.

Первичная самоорганизация проявляется уже в неосознанных инстинктах, которые не только обеспечивают функционирование важнейших систем, например организацию дыхания, но и становятся прообразом разработки и осуществления целенаправленных, осознанных действий. Человек осмысливает инстинктивно осуществляемые эффективные действия и процессы, целенаправленно закладывая их логику в построение и осуществление содержания разрабатываемых процедур. Именно сознание, обеспечивая не только отбор, анализ, повторение, совершенствование, но и выработку принципиально новых процедур поведения личности, определяет необходимость, возможность, открытость и развитие самоорганизации. Оно становится конструктивной основой самоорганизации существования, ресурсом самореализации и инструментом позиционирования личности в обществе.

На этой основе человек последовательно осваивает и совершенствует процедуры самообеспечения, планирования, разработки и осуществления целенаправленных действий, анализ и оценку результатов, внесение корректив и мобилизацию возможностей. Постепенно у него вырабатывается достаточно четкое представление состава и содержания собственных потребностей, возможностей и процедур удовлетворения первого за счет второго. В этом смысле самоорганизацию можно квалифицировать как целенаправленную и осознанную систематизацию восприятия человека, осуществляемую на основе аналитической деятельности по упорядочению представлений и овладению действиями.

Особое значение самоорганизация приобретает для разработки и осуществления самого разнообразного взаимодействия руководителя в организации. Осознавая себя, свое место в организации и роль организации в целом, он ассоциативно представляет поведение окружающих в той или иной ситуации и вырабатывает на этой основе программу предстоящих действий. Иными словами, руководитель совершенствует самоорганизацию, анализируя поступки и прогнозируя поведение тех, с кем ему предстоит общаться.

Осуществляя руководство в организации, он широко и разнообразно использует этот подход, ставя себя на место того или иного из своих подчиненных, проецируя, таким образом, собственную самоорганизацию на их поведение. В конечном счете, это приводит к построению определенной модели формирования и взаимодействия самоорганизации руководителя


условно представляющейся следующим образом (рис.1).

Рисунок 1 - Формирование самоорганизации руководителя.

Самоорганизация руководителя отражает модель, эталон, "кондуктор" анализа и оценки конкретных действий подчиненных или контрагентов. Такая модель позволяет адаптировать его понимание и реакцию на действия окружающих. Эта роль самоорганизации руководителя приобретает всеобщее значение и развитие в тех достаточно частых ситуациях, когда им реализуется приоритетно-субъективный подход. На практике это означает, что руководитель предлагает подчиненным собирать информацию так, как он это привык делать сам, аналогично анализировать и оценивать ее значение, вырабатывать и реализовывать решения.

Далеко не всегда недостатки и просчеты такого подхода адекватно оцениваются как самим руководителем, так и его подчиненными, что приводит к субъективизму, волюнтаризму и в конечном счете к дезорганизации. В связи с реальностью такой угрозы в условиях сложившегося менталитета отечественного руководителя необходимо четко представлять и конкретно позиционировать место и роль самоорганизации руководителя в системе управления организации. Ее единственной прерогативой и непосредственным исполнителем является собственно руководитель, но ни в коем случае не вся организация в целом.

Разъяснение подхода к самоорганизации вместе с освоением комплекса профессиональных знаний должно обеспечиваться в процессе обучения руководителя основам управленческих систем и процедур. При этом мы подчеркиваем особое значение, придаваемое программам прикладной профессиональной подготовки, развитию и применению ассоциативных основ самоорганизации руководителя. Вместе с тем приведенный выше пример убедительно показывает, что самоорганизация, реализуя ее субъективную составляющую, свойственна не только начальному, но и любому периоду профессиональной деятельности руководителя.

Развитие конструктивной самоорганизации позволяет руководителю быстрее и реальнее проявить себя, оформить и закрепить свой статус, обеспечить прозрачный механизм собственного взаимодействия с другими работниками и организацией в целом. На этапах воспитания, обучения, становления и адаптации работника, данные задачи ставятся и решаются руководством, администрацией, организацией. В последующем модернизация состава и содержания конструктивных составляющих и эмоциональных побуждений в значительной степени переходит к самому руководителю. Адекватное понимание и эффективное осуществление этих процессов требуют четкого представления состава и содержания самоорганизации руководителя.

Сущность самоорганизации руководителя, характеризующаяся индивидуальным подходом и персональным позиционированием и развитием, необходимо раскрывается и детализируется ее содержанием. Здесь скрытые и уже потому сложные, индивидуальные процессы предстают широким спектром достаточно понятных и конкретных составляющих. Их планирование, освоение, построение и использование во многом определяют содержание профессиональной деятельности, непосредственно осуществляемой руководителем. Ее разнообразие свидетельствует об исключительно широком диапазоне действий самоорганизации руководителя и достаточно индивидуальном подходе к их выбору и применению.

Итак, самоорганизация руководителя сегодня подразумевает спектр составляющих, из которого выделяются следующие наиболее важные позиции:

исследование и формирование собственных представлений;

осмысление и обеспечение удовлетворения потребностей;

накопление, систематизация и развитие необходимых знаний;

оценка, освоение и совершенствование деловых качеств;

обучение конкретным организационным навыкам и процедурам;

овладение культурой взаимоотношений в организации и обществе;

достижение уровня развития личности, адекватной данной

организации;

получение и закрепление формального и неформального статуса.

В конкретном процессе организации каждая из этих позиций открывает целое направление, в рамках которого формируются и реализуются составляющие самоорганизации руководителя. Представляя собой ее непосредственные проявления, такие составляющие наполняют содержание самоорганизации прикладными ресурсами, применяемыми руководителем во взаимодействии в организации.


Глава 2. Исследование самоорганизации персонала МОУ "Шоршелская СОШ им.А.Г. Николаева" 2.1 Характеристика МОУ "Шоршелская СОШ им. А.Г. Николаева"

Практическая часть курсового проекта "Самоорганизация как процесс саморазвития" была изучена на преподавателях и сотрудниках МОУ "Шоршелская СОШ им.А.Г. Николаева".

Расположение данной школы во многом способствует тому, что персоналу постоянно приходится пребывать в состоянии саморазвития и самоорганизации.

А именно являясь, ресурсным центром Мариинско-Посадского района, где ведется профильное обучение по трем направлениям - естественнонаучному, физико-математическому и социально-гуманитарному.

В школе постоянно проходят совещания, семинары, мастер классы как республиканского, так и всероссийского уровня, часто приходится принимать зарубежных гостей т.к. с. Шоршелы - это родина космонавта А.Г. Николаева.

Кроме того, Шоршелская средняя общеобразовательная школа - "Школа года - 98" (РФ), лауреат республиканского конкурса "Школа года" (3 место в номинации "Школа - хранительница села"), дипломант Всероссийского конкурса "Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях" (октябрь 2006 г.).

В 2007 г. выиграла Грант Президента России (в размере 1 млн. руб.).

Педагогических работников 25 из них:

3 учителя получили грант Президента России;

82 % учителей имеют высшую и первую квалификационные категории.

Информационные:

1 компьютер приходится на 6 учеников;

выход в Интернет;

мультимедийное оборудование;

сайт школы в Интернете;

мобильный класс.

Учебно-методические:

в рамках ПНПО получено оборудование и мебель для учебных кабинетов и столовой, интерактивный комплект;

произведен ремонт на 2,5 млн. рублей.

2.2 Самоорганизация, как метод повышения эффективности работы персонала МОУ "Шоршелская СОШ им. А.Г. Николаева"

Педагог - прежде всего личность, способная не только передавать определенную сумму знаний и умений, но и управлять процессом обучения и воспитания.

Эффективность педагогической деятельности и качество обучения зависят как от профессиональной подготовки преподавателя, так и от его личного благополучия, так и от умения самоорганизовать свой труд.

Со стороны социума к педагогам в большей степени, чем представителей других профессий, предъявляются повышенные требования к качеству деятельности в условиях заниженной социальной и материальной оценки труда, что приводит к падению престижа профессии, поэтому руководитель должен всем своим примером показать, как сотрудники должны уметь самоорганизовать себя.

Цель исследования - выявить, уровень самоорганизации у сотрудников МОУ "Шоршелская СОШ им.А.Г. Николаева".