Древняя индия история. История и культура древней индии

Древняя Индия - это одна из наиболее необычных цивилизаций древности. Уже в те времена о ней высказывались как о «стране мудрецов». находилась в плотном взаимодействии как с арабскими странами, так и с античным миром, оказывая значительное влияние на их развитие. Немало писателей и философов древности стремились хоть раз в жизни побывать в Индии, чтобы обогатить свое мировоззрение.

Первые люди на территории Индии

И это неспроста - природа и люди до сих пор продолжают интересовать ученых-археологов. Ее территория была заселена в глубокой древности. Первым племенем, обитавшим на территории современной Индии, были дравиды. Затем на смену дравидам приходили другие поселенцы, которые значительно разнились между собой по укладу жизни и традициям. Два крупнейших города древней Индии, которые в различное время являлись политическими центрами - это Мохенджо-Даро и Хараппа.

Неожиданное открытие археолога Сахни

Впервые Хараппская цивилизация была открыта археологами, которых интересовала природа и люди Древней Индии, и для которых сама Индия являлась родиной. Изначально целью индийского археолога Р. Сахни и его коллеги по работе Р. Банерджи было открытие местонахождения храма Старого Шивы. Однако вместо руин древнего святилища перед исследователями предстали останки от фундамента древнего городского квартала. Когда-то на месте, где проводились раскопки, находились двух- и трехэтажные жилые здания, на улицах стояли статуи. Город был украшен садами, мостами и парками, и практически в каждом из кварталов находился колодец.

Легенда, подтвердившаяся фактами

После этого открытия ученого еще больше заинтересовала Древняя Индия, природа и люди, которые когда-то были частью Сахни решил предпринять еще одну экспедицию. На этот раз он отправился на расстояние в 600 км от того места, где было сделано первое открытие. Интуиция археолога, а также рассказы местных жителей не подвели исследователей. Даже название холма, где когда-то англичане выбирали кирпичи для стройки железной дороги, внушало мистический трепет. В переводе «Мохенджо-Даро», куда собиралась направиться экспедиция Сахни, означает «Поселение мертвецов».

Легенда, которую рассказывали местные жители, впоследствии полностью была подтверждена находками Сахни. Поверье гласило, что в древности на месте, где находился холм Мохенджо-Даро, находился город. Его правитель прогневал высшие силы своей распутной жизнью, и боги решили уничтожить эту цивилизацию. Действительно, в процессе раскопок Сахни обнаружил на территории холма огромный город, который был современником Древнего Египта.

Дальнейшие исследования

Сахни и его экспедиция продолжали делать открытия, которые давали все больше информации о том, какими были природа и люди Древней Индии. Они нашли на этой же территории еще несколько крупных городов, а также порядка тысячи мелких поселений. Найденная цивилизация была названа Хараппской. По своим размерам она в четыре раза превосходила Шумерскую.

Когда археологами были изучены добытые останки, они пришли к выводу: Хараппская цивилизация возникла приблизительно в 3300 году до н. э. По оценкам ученых, в годы ее расцвета ее население составляло порядка 5 млн человек. Население города Мохенджо-Даро представляло собой микс разных рас. Большую часть жителей составляли дравиды, которые, как полагают ученые, были австралоидами. А также на территории Хараппской цивилизации жили представители с шумерской, европейской и монголоидной внешностью.

Учеными в процессе проведения раскопок также была составлена технологическая карта. Природа и люди Древней Индии, по всей видимости, находились в гармонии между собой. Городские улицы Хараппской цивилизации чередовались с садами, не отделялись от окружающей природы. По своему расположению улицы во многом напоминают современные. Ширина их составляла около десяти метров. Широкие улицы соединялись между собой узенькими переулками.

Преимущества индийских земель в древности

Но города были построены далеко не сразу. Природа и люди Древней Индии, кратко описываемые в трудах упомянутых археологов, являли своеобразный симбиоз. Самые первые из поселений, которые относятся к 6-4 векам до н. э., и стали прародителями древнеиндийской цивилизации. Место для поселения между Северным Белуджистаном и долиной обеспечивало предков современных индусов водой, зерном, залежами кремня. В долинах паслись стада диких коз и буйволов - все условия способствовали развитию в этих местах сельского хозяйства и земледелия.

Ученые считают, что представители древнеиндийской цивилизации вели торговлю главным образом с шумерами. На этот факт также указывают и шумерские манускрипты. На территории, где когда-то располагалась Хараппская цивилизация, в больших количествах были найдены различные товары иностранного происхождения. Это хлопчатобумажные ткани, бусы, украшения и раковины.

Упадок протоиндийской цивилизации

Считается, что период упадка Хараппской цивилизации приходится на 1800 год до н. э. Многие ученые убеждены, что это произошло по причине нашествия ариев - воинственных завоевателей с северо-запада. В переводе с древнеиндийского языка «арии» означает «благородные». Это были кочевые племена, которые занимались разведением крупного рогатого скота и питались главным образом молочными продуктами. В будущем корова у индийцев получила статус Природа и люди Древней Индии, таким образом, уступили место пришедшим извне «божествам».

Другие версии ученых

В первую очередь ариями были разрушены большие города. Многие постройки приходили в упадок, а для строительства новых домов использовался старый кирпич. Природа и люди Древней Индии, изученные другими археологами, возможно, и не полностью вписываются в стройную теорию исследователя Сахни. Некоторые ученые считают, что причиной упадка Хараппской цивилизации являлись не только вражеские вторжения, но и ухудшение экологии. Это изменение уровня морского дна, что стало причиной наводнений, и эпидемии страшных заболеваний. Не исключается также и версия, что к кризису привела низкая урожайность, наступившая из-за засоления почв.

Природа и люди Древней Индии: индийские касты

В древнеиндийском обществе деление на касты берет свое начало примерно с первого тысячелетия до н. э. Необходимость в нем была обусловлена не только религиозными взглядами, но и политическим строем. Дело в том, что к самой низшей касте относилось все население, которое было покорено завоевателями-ариями. В самую высшую касту входили брахманы - жрецы, которые не занимались тяжелым физическим трудом. Они существовали за счет жертвоприношений.

Последствия кастового строя для общества

Следующая каста, с которой у брахманов часто происходили конфликты, - это воины, или кшатрии. Между собой они часто не могли поделить власть. За кшатриями следовали вайшьи - крестьяне и пастухи. Самой низшей кастой были шудры. К шудрам относились слуги, выполнявшие самую грязную работу. Принадлежность к касте передавалась по наследству. Дети брахманов могли быть только брахманами, дети шудр - шудрами. Такое расслоение общества приводило к тому, что многие талантливые люди были обречены прозябать в нищете, что тормозило развитие всего народа.

На протяжении всего времени раскопок загадкой Хараппской цивилизации увлекались и другие ученые. Среди них и антропологи, которых интересовала Древняя Индия, природа и люди, обитавшие в Мохенджо-Даро. Ими был составлен приблизительный портрет типичного представителя Хараппской цивилизации. На основании раскопок ученые сделали вывод, что это были темноволосые и темноглазые люди со смуглой кожей. Они относились к средиземноморской ветви

Природа и люди Древней Индии: схема построения городов

Крупнейшие города Хараппской цивилизации были построены с большой точностью. Улицы были словно вырисованы под линейку, дома - одинаковые и геометрически правильные. По своей форме жилища древних индусов напоминали коробки для тортов. В этих городах люди имели возможность пользоваться всеми удобствами. По улицам протекали так называемые арыки, из которых в каждый дом подавалась вода.

Чем гениальны протоиндийские архитекторы

Матушка-природа и люди Древнеи Индии (5-классники начинают знакомиться с культурой и традициями этой страны в контексте изучения истории Древнего мира) научились жить в удивительной гармонии. Этот симбиоз может впечатлить некоторыми фактами самых искушенных знатоков. Удивительным достижением того времени была канализация. Еще не имея ни малейшего понятия о том, что бактерии особенно быстро размножаются при теплой температуре, тогдашние архитекторы приняли гениальное для своего времени решение. Под землей они проложили трубы из обожженного кирпича, по которым все нечистоты выводились за пределы города. Это позволяло жить большому количеству людей на ограниченной территории.

Индийская цивилизация — одна из самых древних на планете. Созданные здесь религиозно-этические учения и произведения искусства отличаются необыкновенными красотой и самобытностью. При этом большой интерес представляет и политическая история Индии, полная невероятных поворотов и событий.

Древняя Индия

Хараппская цивилизация (3000-1500 лет до н. э.)

Примерно 5000 лет назад в долине реки Инд на территории современного Пенджаба возникла хараппская цивилизация. Учёные полагают, что этнически хараппцы относятся к дравидийским народам, до сих пор населяющим юг Индии. Существовали предположения, что первая цивилизация в Индии была создана переселенцами из Шумера или арийскими племенами. Но последние археологические исследования говорят о том, что, по всей видимости, хараппцы были коренными жителями этого региона, а их культура была вполне самобытна.

Около 2500 года до н. э. начался «золотой век» хараппской цивилизации. Здесь строились большие города с продуманными и чёткими планировками. В двух крупнейших городах — Хараппе и Мохенджо-Даро, по некоторым подсчётам, могли единовременно проживать от 30 до 100 тысяч жителей. Дома горожан были разными, в зависимости от достатка хозяев. Бедняки жили в небольших однокомнатных строениях, а дома богачей могли быть настоящими многоэтажными дворцами. В каждом дворе был свой колодец, также археологи обнаружили в хараппских городах остатки канализационной системы.

Найденные в долине Инда артефакты свидетельствуют о том, что хараппцы были миролюбивым народом. Завоеваниям они предпочитали торговлю и ремёсла. Раскопки города Лотхалы показали, что местные жители были талантливыми мореплавателями. Город был одновременно портом и центром ремесла и торговли. Здесь были целые улицы, состоящие из мастерских, где изготавливали посуду, ювелирные изделия и ткани. Из Лотхалы гружённые товарами лодки отправлялись в северо-восточную Африку и Западную Азию. Археологи нашли немало табличек и керамики с надписями, свидетельствующими о существовании уже в это время письменности. Но, к сожалению, расшифровать язык хараппцев учёным пока не удалось.

Основными занятиями хараппцев, как и большинства народов бронзового века, было земледелие и скотоводство. Им были знакомы многие сельскохозяйственные культуры. Для полива полей создавались сложные ирригационные системы. Также харрапцы сумели приручить овец, коз, коров, кошек, собак и слонов.

Религиозные представления жителей хараппской цивилизации ещё мало изучены. По всей видимости, их религия уже содержала некоторые элементы будущего индуизма. Археологические находки позволяют сделать выводы, что среди хараппцев был популярен культ богини-матери, а также были распространены мифологические сюжеты, заимствованные из шумеро-аккадской религии.

Около 1500 года до н. э. хараппские города начали приходить в упадок. Ремесла становятся более грубыми и примитивными, приходят в запустение общественные здания и дворцы, разрушаются канализационные и ирригационные системы. Учёные высказывают ряд гипотез, объясняющих варваризацию хараппской культуры: засоление почв, изменение течения Инда, наводнения и засухи. Вскоре после окончательного упадка хараппской цивилизации на эти земли пришли новые племена.

Арийское завоевание Индии. Ведийская цивилизация (1500 — 500 лет до н. э.)

Приблизительно в XII-VII веках до н. э. на территорию современной Индии пришли арийские завоеватели. Современная наука уже может дать ответ на вопрос, где была прародина ариев. Когда-то индийцы и иранцы были единым народом. Их предки проживали в районе Средней Азии — в Прикаспийских степях, Западной Сибири, на территории Казахстана, Туркмении, Узбекистана. Скорее всего, индоарии переселялись оттуда на Индостан несколькими миграционными волнами. Пришельцы обосновались на севере полуострова, в то время как хараппцы и другие местные племена были вынуждены перебираться на юг. Впрочем, во многих регионах переселенцы и аборигены сосуществовали мирно, перенимая культуру и традиции друг друга.

Индоарийскую культуру часто ещё называют ведийской, поскольку главным культурным достоянием этой цивилизации являются веды — священные писания, в которых изложены основы индуизма. Самой известной ведой является «Ригведа», датируемая XI-X веками до н. э. Благодаря «Ригведе», учёные смогли узнать многое о философско-религиозной картине мира индоариев и составить представление о социальном устройстве, быте и основных занятиях местного населения. Индоарии были политеистами. В их пантеон входили:

  • Индра — громовержец и воитель;
  • Варуна — бог небесных светил и законодатель;
  • Вишну — бог солнца;
  • Агни — бог огня;
  • Сома — божество опьяняющего напитка бессмертия;

Кроме того, индоарии верили в существование множества злых и добрых мелких духов.

Ведийская культура относится уже к железному веку. Благодаря железным орудиям, индоарии могли осваивать труднопроходимые области Индостана, эффективно обрабатывать почву и достичь высокого уровня во многих ремёслах.

В отличие от харрапцев, где основой общественной организации были народные собрания, у индоариев ключевую роль играл царь, чью персону подданные обожествляли. Из Ирана древние индийцы заимствовали варно-кастовую систему, которая развилась здесь именно в ведийскую эпоху.

Буддийский (магадхско-маурийский) период (V — II вв. до н. э.)

Революционной в истории Индии была эпоха правления династии Маурьев. Эти могущественные правители:

  • создали на Индостанском полуострове объединённое государство с развитой инфраструктурой;
  • способствовали расцвету местной культуры, распространению письменности, углублению научных знаний;
  • сделали многое для развития торговли.

В этот период в Индии распространяется буддизм и появляются такие религиозные учения как вишнуизм и шиваизм.

В середине I тысячелетия до н. э. долина Ганга стала полем борьбы между множеством мелких государств. Каждое из них стремилось установить своё влияние в регионе. Постепенно началось возвышение Магадхи — сильного и богатого царства, расположенного на северо-востоке современной Индии, со столицей в Паталипутре. В ходе упорной борьбы цари Магадхи сумели сокрушить большинство своих политических противников.

Северо-западные же области Индии в VI в. до н. э. стали частью империи Ахеменидов, правивших в Персии. В IV в. до н. э. государство Ахеменидов пало под натиском войска Александра Македонского. После победы македонский правитель незамедлительно выдвинулся в Индию. Однако усталая армия требовала от Александра возвращения домой. Александр Македонский был вынужден повернуть, так и не дойдя до Магадхи.

В 322 году до н. э. царём Магадхи становится Чандрагупта — представитель новой династии Маурьев. Для того чтобы получить трон, Чандрагупте пришлось не только бороться с царями прежней династии — Нандами, но и с греческими гарнизонами, оставленными в Индии Александром Македонским. Цари из династии Маурья сумели объединить под своей властью все княжества севера Индии и поддерживали тесные связи с Египтом и империей Селевкидов. Империя Маурьев простиралась от Гималаев до центральной части Индостана.

Маурьи сделали много для распространения на полуострове буддизма, сумели укрепить вертикаль власти и создали сложную бюрократическую систему. Благодаря появлению монеты, в стране стали развиваться кредитно-банковское дело и торговля.

Концом империи Маурьев был заговор Пушьямирта Шунга (185 г. до н. э.), после которого к власти пришла новая династия.

Классический период (IV-V вв.)

Ещё при последних Маурьях империя начала постепенно разрушаться. Новой династии — Шунгам — пришлось столкнуться с неповиновением мелких индийских князьков, а также с греческими и иранскими завоевателями.

В I в. н. э. на территории Средней Азии возникла могущественная Кушанская империя. Кушанские цари сумели подчинить себе земли, когда-то входившие в государство Маурьев и некоторые греческие колонии. В III в. Кушанская империя пала и на территории Индии начался период раздробленности. Центром возрождения единой Индии снова стала Магадха. В 320 г. на царском престоле Магадхи укрепилась династия Гуптов. Их правление считается «золотым веком» в истории Индии. Гупты были талантливыми воителями и сумели создать крупнейшую по площади империю на Древнем Востоке.

Однако в середине V века империя Гуптов столкнулась с серьёзным противником — ираноязычными эфталитскими племенами. Пришельцы заняли почти всю северную Индию. Поздние Гупты сумели сохранить контроль только над Магадхой.

Средние века и Новое время

Эфталиты ненадолго задержались в Индии. Часть их ушла, а часть — ассимилировалась и переняла культуру местного населения. Индия снова погрузилась в усобицы и феодальную раздробленность. Одни княжества на время возвышались над другими, но буквально через считанные годы приходили в упадок. В этом хаосе возникла система сеньориально-вассальных отношений, аналогичная европейской. Серьёзные изменения в регионе начались в XI веке, когда Индия стала подвергаться набегам исламских завоевателей. Погрязшие в междоусобных войнах индийские князья не могли противостоять новой угрозе и были вынуждены подчиниться.

Исламский период

Тюркские завоеватели, исповедовавшие ислам, также были весьма неоднородны и часто соперничали друг с другом. В 1206 году на территории Индии возник Делийский султанат, быстро ставший лидером в регионе. Местная и мусульманская знать предпочли подчиниться делийским правителям, поскольку из Центральной Азии уже приходили вести об завоевательных походах Чингисхана. В XIII веке монголы не раз вторгались в Северную Индию, всякий раз оставляя много жертв и разрушений.

Султаны проводили политику исламизации. По их указам, были разрушены многие индуистские храмы, а на их месте воздвигнуты мечети. Из-за дополнительных налогов, налагаемых на «неверных» в этот период отмечается некоторый упадок ремесла и торговли. Раджи и махараджи из числа этнических индийцев могли сохранять свои владения только при условии полного подчинения султану, предоставления ему своих военных отрядов и выплаты дани.

В XIV веке Делийский султанат начал слабеть. Окончательное его падение произошло в конце того же века после вторжения в Индию Тамерлана. В 1526 году один из потомков Тамерлана — Бабур — был вынужден бежать из Центральной Азии. Бабур вместе со своим войском вторгся в Северную Индию и вскоре подчинил её себе, положив, тем самым, начало Империи Великих Моголов.

Потомки Бабура понимали, что для поддержания стабильности внутри империи им необходима опора в лице местной знати. Поэтому они прекратили разрушение индуистских святынь и стали принимать в чиновничий корпус индусов. Великие Моголы были талантливыми завоевателями и мудрыми правителями, сделавшими многое для развития экономики и культуры.

Однако к XVII веку империя сильно ослабла. Причиной тому было множество факторов:

  • начало европейского вторжения в Индию;
  • междоусобные войны между наследниками престола;
  • действия индуистской знати, настроенной на свержение власти иноземцев;
  • крестьянские волнения;
  • выступления сикхов (народа на севере Индии, боровшегося за независимость).

Окончательное падение Империи Великих Моголов произошло в 1858 году, когда английские войска захватили Дели и взяли в плен последнего могольского правителя.

Европейцы в Индии

Для европейцев Индия была богатым и притягательным краем. Европейская знать была готова платить огромные деньги за индийские специи, ткани и ювелирные украшения. Борьба за Индию началась ещё в XVI веке, когда на Индостане появилась первая португальская колония. Вскоре соперничество за индийские богатства и внутренние рынки развернулось между Португалией, Испанией, Францией, Англией и Нидерландами.

Европейцы с помощью денег или военной угрозы переманивали на свою сторону местных дворян, пытаясь заручиться их поддержкой. В середине XVIII века наиболее активным игроком в регионе стала Франция, начавшая здесь создание своей колониальной империи. Её планам помешали англичане. В ходе конфликта обе стороны использовали отряды сипаев — индийских солдат, воевавших под знамёнами европейских держав. Итогом англо-французской войны стала победа англичан, начавших немедленное освоение Индии.

Для укрепления своей власти на занятых территориях англичане заключали с индийскими княжествами договора, по которым те должны были отказываться от самостоятельной внешней политики и огромной части налогов в обмен на военную помощь. Поскольку англичане вывозили из Индии всё, представлявшее хотя бы минимальную ценность, княжества стремительно нищали и были вынуждены полностью отказываться от своего суверенитета.

Огромные налоги, упадок многих ремёсел, кабальные условия аренды земли приводили к обнищанию населения, безвозвратной гибели многих ремёсел и массовому голоду. В отличие от прежних завоевателей, англичане не собирались ассимилироваться и перенимать местные порядки. Из Индии просто выкачивались все ресурсы. Причём, если индийские феодалы, заинтересованные в постоянном притоке налогов, старались не слишком притеснять землевладельцев, то англичан абсолютно не беспокоил уровень жизни населения. Поэтому колониальная Индия была намного беднее феодальной. В XIX веке колонизаторы попытались создать в Индии буржуазные отношения и развитую промышленность. В некоторых городах, например, Бомбее, это удалось. Но из-за сохранения феодальных пережитков индийская экономика не могла развиваться полноценно.

Местное население не раз пыталось выступить против колонизаторов. Самой известной такой попыткой было восстание сипаев 1857-59 годов. Однако повстанцев ждала неудача, поскольку:

  • вожди восстания не смогли выступить единым фронтом;
  • знать, возглавившая народное движение не была готова идти на уступки крестьянам;
  • англичанам удалось переманить большинство феодалов на свою сторону;
  • сипайская армия была слишком слаба для серьёзных военных действий;
  • восставшие не смогли создать чёткую политическую программу и выдвинуть подходящие для всего населения лозунги.

Но, несмотря на поражение повстанцев, английская администрация была вынуждена пойти на ряд уступок.

Хотя колонизаторы принесли индийскому народу немало горя, они же способствовали сплочению индийцев перед лицом общей угрозы. К тому же англичане строили заводы, железные дороги и школы. Молодые люди из богатых семей ездили учиться за границу, привозя оттуда новые знания и идеи. В начале ХХ века в Индии стали появляться политические партии и кружки, пропагандировавшие независимость и свободу. Также влияние на внутреннее положение Индии оказали революции в России, Германии и Китае.

Одними из самых активных общественных деятелей того времени были Махатма Ганди и Бал Гангадхар Тилак. Особой популярностью их идеи стали пользоваться после окончания Первой Мировой войны. Ганди сумел наладить связи не только с индусами, но и с индийскими мусульманами, начавшими халифатское движение. Инициированное интеллигенцией движение неповиновения в начале 1920-х годов подхватили и крестьяне. За координацию всех действий отвечал Индийский Национальный Конгресс — первая политическая партия страны.

Сначала англичане были готовы на уступки, но в условиях обострившейся международной обстановки британская администрация пошла на радикальные меры, арестовав Ганди и его сподвижников. Вскоре Индия в составе Британской империи вступила во Вторую Мировую войну.

На протяжении всей войны продолжались выступления против британцев. Ситуация усугублялась ростом взаимной ненависти между индусами и мусульманами. После завершения войны власти Великобритании пришли к выводу, что Лондон больше не в состоянии удерживать индийские колонии. Для того чтобы предотвратить дальнейшие религиозно-этнические конфликты, было решено разделить Индию на две части — мусульманскую и индуистскую. Так в августе 1947 года на карте мира возникло сразу две независимых страны — Пакистан и, собственно, Индия.

Независимая Индия

Несмотря на разделение бывших британских колоний, конфликт между мусульманами и индусами продолжался ещё много лет и привёл к нескольким индо-пакистанским войнам. Граница по обе стороны была наводнена беженцами, периодически вспыхивали региональные столкновения.

В 1948 году был убит Ганди и правительство возглавил Джавахарлал Неру. В Национальном Конгрессе в 1950-е годы началось соперничество двух политических группировок. Одна выступала за развитие по западному капиталистическому пути, а другая настаивала на государственном управлении экономикой. В итоге, левая оппозиция откололась от Национального Конгресса и основала собственную партию.

Сегодня экономику Индии можно охарактеризовать как смешанную. Благодаря талантливым руководителям страны, таким как, Индира Ганди, Лал Бахадур Шастри и Нарасимха Рао, здесь удалось провести ряд успешных экономических реформ и внедрить многие технологические инновации. В 1970-е годы Индия даже стала ядерной державой. Сегодня из-за дешевизны ручного труда и сырья в Индии находятся филиалы многих крупных европейских и американских промышленных предприятий.

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

В начале XX в. в археологической науке сложилось устойчивое мнение, что родиной производящего хозяйства, городской культуры, письменности, в общем цивилизации, является Ближний Восток. Эта область, по меткому определению английского археолога Джеймса Брестеда, получила название «Плодородный полумесяц». Отсюда достижения культуры распространились по всему Старому Свету, на запад и на восток. Однако новые исследования внесли серьёзные коррективы в эту теорию.

Первые находки такого рода были сделаны уже в 20-х гг. XX столетия. Индийские археологи Сахни и Банерджи открыли на берегах Инда цивилизацию , существовавшую одновременно с эпохи первых фараонов и эпохи шумеров в III-II тысячелетиях до н. э. (три самых древних цивилизаций мира). Перед глазами учёных предстала яркая культура с великолепными городами, развитыми ремёслами и торговлей, своеобразным искусством. Сначала археологи раскопали крупнейшие городские центры этой цивилизации - Хараппу и Мохенджо-Даро. По имени первого она и получила название - хараппская цивилизация . Позднее нашли множество других поселений. Сейчас их известно около тысячи. Они сплошной сетью покрывали всю долину Инда и его притоков, словно ожерельем охватывая северо-восточное побережье Аравийского моря на территории нынешних Индии и Пакистана.

Культура древних городов, больших и малых, оказалась настолько яркой и своеобразной, что у исследователей не оставалось сомнений: эта страна была не окраиной Плодородного полумесяца мира, а самостоятельным очагом цивилизации , сегодня забытым миром городов. О них нет упоминаний в письменных источниках, и лишь земля сохранила следы их прежнего величия.

Карта. Древняя Индия - хараппская цивилизация

История древней Индии - Протоиндискай культура долины Инда

Другая загадка древней индийской цивилизации - её происхождение. Учёные продолжают спорить, имела ли она местные корни или была занесена извне, с которым велась интенсивная торговля.

Большинство археологов считает, что протоиндийская цивилизация выросла на основе местных ранне-земледельческих культур, существовавших в бассейне Инда и соседнем районе Северного Белуджистана. Археологические открытия подкрепляют их точку зрения. В ближайших к долине Инда предгорьях обнаружены сотни поселений древних земледельцев VI-IV тысячелетий до н. э.

Эта переходная зона между горами Белуджистана и Индо-Гангской равниной обеспечивала первых земледельцев всем необходимым. Климат благоприятствовал выращиванию растений в течение долгого тёплого лета. Горные потоки давали воду для полива урожая и в случае надобности могли быть перекрыты дамбами для задержания плодородного речного ила и регулирования орошения полей. Здесь росли дикие прародители пшеницы и ячменя, бродили стада диких буйволов и коз. Залежи кремня обеспечивали сырьё для изготовления инструментов. Удобное положение открывало возможности для торговых контактов со Средней Азией и Ираном на западе и долиной Инда на востоке. Данная местность как никакая другая подходила для зарождения земледельческого хозяйства.

Одно из первых земледельческих поселений, известных в предгорьях Белуджистана, носило название Мергар. Археологи раскопали здесь значительный участок и выделили в нём семь горизонтов культурного слоя. Эти горизонты, от нижнего, самого древнего, до верхнего, относящегося к IV тысячелетию до н. э., показывают сложный и постепенный путь зарождения земледелия.

В самых ранних слоях основу хозяйства составляла охота, а земледелие и скотоводство играли второстепенную роль. Выращивали ячмень. Из домашних животных была приручена только овца. Тогда жители поселения ещё не умели делать глиняную посуду. С течением времени размеры поселения увеличивались - оно растянулось вдоль реки, хозяйство усложнялось. Местные жители строили дома и зернохранилища из сырцового кирпича, выращивали ячмень и пшеницу, разводили овец и коз, делали глиняную посуду и превосходно её расписывали, сначала только чёрной, а позднее - разными красками: белой, красной и чёрной. Горшки украшены целыми процессиями идущих друг за другом животных: быков, антилоп с ветвистыми рогами, птиц. Подобные изображения сохранились в индийской культуре на каменных печатях. В хозяйстве земледельцев охота ещё играла важную роль, они не знали способов обработки металла и изготавливали свои орудия из камня. Но постепенно формировалось устойчивое хозяйство, развивавшееся на тех же основаниях (прежде всего, на земледелии), что и цивилизация в долине Инда.

В тот же период сложились устойчивые торговые связи с соседними землями. На это указывают широко распространённые среди земледельцев украшения из привозных камней: лазурита, сердолика, бирюзы с территории Ирана и Афганистана.

Общество Мергара становилось высокоорганизованным. Среди домов появились общественные зернохранилища - ряды небольших комнат, разделённых перегородками. Такие склады действовали как центральные пункты распределения продуктов. Развитие общества выражалось и в увеличении богатства поселения. Археологи обнаружили множество погребений. Всех жителей хоронили в богатых нарядах с украшениями из бус, браслетов, подвесок.

Со временем земледельческие племена расселились из горных районов в долины рек. Освоили равнину, орошаемую Индом и его притоками. Благодатная почва долины способствовала быстрому росту населения, развитию ремёсел, торговли и земледелия. Селения вырастали в города . Увеличивалось число культурных растений. Появилась финиковая пальма, помимо ячменя и пшеницы стали сеять рожь, выращивать рис и хлопок. Для орошения полей начали строить небольшие протоки. Приручили местный вид крупного рогатого скота - зебувидного быка. Так постепенно росла древнейшая цивилизация северо-запада Индостана. На раннем этапе учёные выделяют несколько зон внутри ареала: восточную, северную, центральную, южную, западную и юго-восточную. Для каждой из них характерны свои особенности . Но к середине III тысячелетия до н. э. различия почти стёрлись, и в эпоху расцвета хараппская цивилизация вошла как единый в культурном отношении организм.

Правда, есть и другие факты. Они вносят сомнения в стройную теорию происхождения хараппской, индийской цивилизации . Исследования биологов показали, что предком домашней овцы долины Инда был дикий вид, обитавший на Ближнем Востоке. Многое в культуре ранних земледельцев долины Инда сближает её с культурой Ирана и Южной Туркмении. По языку учёные устанавливают связь населения индийских городов с жителями Элама - области, лежавшей к востоку от Месопотамии, на побережье Персидского залива. Судя по внешнему виду древних индийцев, они входят в одну большую общность, расселившуюся на всём Ближнем Востоке - от Средиземного моря до Ирана и Индии.

Сложив все эти факты , некоторые исследователи сделали вывод, что индийская (хараппская) цивилизация является сплавом разных местных элементов, возникшим под влиянием западных (иранских) культурных традиций.

Упадок индийской цивилизации

Закат протоиндийской цивилизации также остаётся загадкой, ждущей окончательного решения в будущем. Кризис не начался одновременно, а распространялся по стране постепенно. Больше всего, как свидетельствуют археологические данные, пострадали крупные центры цивилизации, расположенные на Инде. В столицах Мохенджо-Даро и Хараппе он происходил в ХVIII-XVI вв. до н. э. По всей вероятности, упадок Хараппы и Мохенджо-Даро относится к одному и тому же периоду. Хараппа просуществовала лишь немногим дольше Мохенджо-Даро. Северные районы кризис поражал быстрее; на юге, вдали от центров цивилизации, хараппские традиции сохранялись дольше.

Тогда были заброшены многие постройки, вдоль дорог громоздились наспех сделанные прилавки, на развалинах общественных зданий выросли новые небольшие дома, лишённые многих благ умирающей цивилизации. Другие помещения перестраивались. Использовали старый кирпич, выбранный из разрушенных домов Нового кирпича не производили. В городах уже не наблюдалось чёткого деления на жилые и ремесленные кварталы. На главных улицах стояли гончарные печи, что не допускалось в прежние времена образцового порядка. Уменьшилось число ввозимых вещей, а значит, ослабели внешние связи и пришла в упадок торговля. Сократилось ремесленное производство, керамика стала более грубой, без искусной росписи, уменьшилось число печатей, реже применялся металл.

Что же явилось причиной такого упадка ? Наиболее вероятными кажутся причины экологического характера: изменение уровня морского дна, русла Инда в результате тектонического толчка, повлёкшего за собой наводнение; перемена в направлении муссонов; эпидемии неизлечимых и, возможно, неизвестных ранее болезней; засухи из-за чрезмерной вырубки лесов; засоление почв и наступление пустыни как следствие крупномасштабной ирригации...

Определённую роль в упадке и гибели городов долины Инда сыграло вражеское вторжение. Именно в тот период в Северо-Восточной Индии появляются арии - племена кочевников из среднеазиатских степей. Возможно, их нашествие стало последней каплей на чаше весов судьбы хараппской цивилизации. Из-за внутренних неурядиц города не смогли противостоять натиску врага. Их жители отправились искать новые, менее истощённые земли и безопасные места: на юг, к морю, и на восток, в долину Ганга. Оставшееся население вернулось к простому сельскому образу жизни, как было за тысячу лет до этих событий. Оно восприняло индоевропейский язык и многие элементы культуры пришельцев-кочевников.

Как выглядели люди на территории древней Индии

Что за народ поселился в долине Инда? Как выглядели строители великолепных городов, жители древней Индии? На эти вопросы отвечают два вида прямых свидетельств: палеоантропологические материалы из хараппских могильников и изображения древних индийцев - глиняные и каменные скульптуры, которые археологи находят в городах и небольших посёлках. Пока это немногие погребения жителей протоиндийских городов. Потому и неудивительно, что выводы касательно облика древних индийцев часто менялись. Вначале предполагали расовую пестроту населения. Устроителей городов обнаруживали черты протоавстралоидной, монголоидной, европеоидной рас. Позже утвердилось мнение о преобладании европеоидных черт в расовых типах местного населения. Жители протоиндийских городов относились к средиземноморской ветви большой европеоидной расы, т. е. были в основном людьми темноволосыми, темноглазыми, смуглыми, с прямыми или волнистыми волосами, длинноголовыми. Такими же они изображены в скульптурах. Особенную известность получила вырезанная из камня фигурка человека в одежде, богато украшенной узором из трилистников. Лицо скульптурного портрета выполнено с особой тщательностью. Волосы, схваченные ремешком, густая борода, правильные черты, полуприкрытые глаза дают реалистичный портрет горожанина,

Индия — государство Южной Азии, расположенное на полуострове Индостан. Индия как государство в своих настоящих границах было создано в 1947 г., когда она британским правительством была разделена на два самостоятельных государства Индию и Пакистан. Однако нельзя забывать, что исторические и современные границы Индии различны, многие исторические области, некогда принадлежавшие Индии, сейчас входят в состав соседних государств.

Большое влияние на судьбу Индии оказали ее внешние границы. С одной стороны, Индия благодаря своим границам изолирована от внешнего мира. На северной, северо-западной и северо-восточной границах страны находятся горные хребты (Гималаи, Каракорум, Пурвачал), а с других сторон она омывается водами Индийского океана (Аравийское море, Бенгальский залив). Эта изолированность естественно отразилась на истории и культуре Индии. Исторический путь Индии уникален, а Индийская культура отличается самобытностью.

Тем не менее на территорию Индии издревле вели горные проходы, которые служили воротами в Индию как для торговых караванов, так и для армий завоевателей. В основном речь идет о северо-западной границе, где находятся такие горные перевалы как: Хайберский, Гомал, Болан, через которые с территории современного Афганистана в Индию пришли почти все завоеватели (арии, персы, Александр Македонский, Махмуд Газневидский, Мухаммед Гури, Бабур). Кроме того в Индию можно попасть с севера и северо-востока из Китая и Мьянмы.

Если говорить о морской границе Индии, то несмотря на ее большую протяженность, Индия никогда не считалась сильной морской державой. Это объясняется тем, что береговая линия слабо расчленена, поэтому естественных гаваней на побережье, где парусные суда могли бы укрыться от ветров, мало. В основном индийские порты расположены либо в устьях рек либо устроены искусственно. Трудности для мореплавателей создавали также мелководье и рифы у берегов Индии. Тем не менее попытки попробовать себя в роли мореплавателей индийцы все же предпринимали.

В истории и этнографии Индию традиционно делят на три физико-географические области: 1)Индо-Гангская равнина, 2)Деканское плоскогорье (Декан), 3) Дальний Юг.

Индо-Гангская равнина исторически является наиболее важной частью Индии, поскольку именно там всегда находились великие империи. Эта северная равнина делится на две части пустыней Тар и горами Аравалли. Западная часть орошается водами Инда, а восточная – Гангом и его притоками. Благодаря рекам почва здесь плодородная, что вело к процветанию местного населения. Именно здесь возникали великие цивилизации древности и средневековые государства. Именно Индо-Гангская долина больше всего подвергалась завоеваниям, пять решающих битв в индийской истории произошли на ее земле.

Индию можно назвать страной контрастов. Существует известная фраза «Индия – мир в миниатюре». Если говорить о климате, то в Индии он различается от сухих морозов Гималаев до тропической жары Конкана и Коромандельского побережья. В Индии можно найти все три типа климата: арктический, умеренный и тропический. То же самое касается и осадков. В Индии есть очень засушливые места, такие как пустыня Тар, и с другой стороны самая влажная точка планеты — Черрапунджи.

Английский историк Смит называет Индию «этнографическим музеем», и не без причин. Индия музей культов, обычаев, вер, культур, религий, языков, расовых типов и различий. С незапамятных времен в Индию приходили народы, принадлежавшие к разным расам (арии, персы, греки, тюрки и т.д.). В Индии проживает множество народностей, у всех у них собственные традиции, обычаи и языки. В Индии существует огромное разнообразие религиозных направлений. Сюда входят и мировые религии – буддизм, ислам, христианство; религии местного значения – сикхизм, джайнизм и множество других. Самой распространенной религией в Индии является индуизм, ее исповедует большинство индийского населения.

Хараппская цивилизация и Махенджо-Даро (2500 — 1500 г.г. до н.э)

Индийская культура и история одна из древнейших на земле. По оценкам некоторых историков индийская история не уступает по древности историям Египта и Шумера. Хараппская цивилизация в долине Инда возникла приблизительно в 2500 г. до н.э. и просуществовала приблизительно тысячелетие, т е до 1500 г. до н.э. Большинство основных городов этой цивилизации располагались вдоль берегов Инда. Первые масштабные исследования ее начались в 1921 г. Название эта цивилизация получила по названию первого найденного крупного города. Второй наиболее известный и крупный город Индской цивилизации был Махенджо-Даро (Холм мертвых).

Этнический состав населения долины Инда и его корни до сих пор остаются загадкой. Хараппская культура была городской, причем все города были построены по единому плану. Индийцы той эпохи вели активную торговлю с другими странами, занимались ремеслом, сельским хозяйством и скотоводством. У них была письменность, которая, к сожалению, не расшифрована, поэтому эту культуру изучают по археологическим находкам. Причины упадка этой цивилизации до сих пор четко не определены, но скорее всего она связана с природными катаклизмами. Последние центры Хараппской культуры возможно пали от рук ариев, которые пришли в Индии приблизительно в 1500 г. до н.э.

Ведийский период (1500 — 500 до н.э.)

Арии – это кочевые племена, которые вторглись в Индию с северо-запада, через Хайберский проход. Практически единственным источником наших знаний об этом периоде являются литературные памятники (Веды), археологические же данные очень скудны. У древних ариев не было письменности, и ведийские тексты передавались из уст в уста, позже они были записаны на санскрите. Период первых арийских поселений, который изучается по ведам, называется ведийский период. Характерной чертой ведийской эпохи является доминирование в жизни общества религии и ритуальных культов. Многие элементы из ведийской религии вошли в индуизм. Именно в этот период наметилось разделение общества на брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр. Сама ведическая религия тоже претерпела изменения, преобразовавшись в ведический брахманизм. Главным отличием брахманизма было признание верховным богом Брахмы, в то время как в старой ведической религии верховным богом признавался Индра.

Ведийская эпоха длилась до VI в. до н.э., до образования первых государств в долине Ганга.

Появление первых государств в долине Ганга

VI в. – эпоха перемен. В этот период помимо появления первых государств, появились и новые религии, главные из которых Джайнизм и Буддизм. Буддийские и Джайнские тексты имеют не только сакральную ценность, но и историческую, поскольку информацию о государствах той эпохи мы в основном черпаем из них. По буддийским источникам в то время существовало 16 государств, которые постоянно воевали между собой. К IV в. до н.э. наметилась тенденция к объединению, количество государств уменьшилось, но политическую раздробленность преодолеть еще не удалось.

Существующая политическая нестабильность в стране сделала Индию легкой добычей для Александра Македонского, который вторгся на ее территорию в 326 г. до н.э. Далеко в глубь страны великий завоеватель не пошел, он вынужден был покинуть страну, не дойдя до долины Ганга. Он оставил в Индии некоторые гарнизоны, которые позже ассимилировались с местным населением.

С появлением новых религий(основные из них джайнизм и буддизм) ведический брахманизм уступил свои позиции, однако к 1 веку до н.э. брахманизм возрождается в форме индуизма, вбирая и ассимилируя многие народные верования и культы.

Магадха–Маурийская эпоха (IV в. до н.э. – I в.)

После ухода Александра Македонского к правителям пришло осознание необходимости объединения, и лидером объединения стал правитель государства Магадха Чандрагупта Маурья (317 г. до н.э.) – основатель династии Маурья. Столицей Магадхи был город Паталипутра. Самым известным правителем этой династии был Ашока (268 — 231 гг. до н.э.). Он прославился как распространитель буддизма, политика его государства во многих аспектах также базировалась на религиозно-этических нормах буддизма. В 180 г. до н.э. Династию Маурьев свергла династия Шунгов. Это была слабая династия, и некогда великое государство Маурьев распалось.

Эпоха Гуптов (IV – VI вв.)

До IV в. власть делили между собой кланы и племена. В 320 г. была основана новая династия Гуптов (IV – VI вв.), под их властью была создана обширная империя. Эпоха Гуптов – период расцвета, «золотой век» культуры Древней Индии. Наибольшим покровительством пользовались литература и архитектура. В VI в. империя Гуптов оказалась на грани распада и пала под натиском вторгнувшихся на территорию Индии кочевых племен (гунны).

Начало средневековой истории Индии

После падения государства Гуптов в стране началась политическая раздробленность. Первым, кто после Гуптов попытался объединить страну в рамках единого государства, был Харша (Харшавардхан), он вступил на трон в 606 г. и правил до 646 г. Именно с него принято считать начало средневековой истории Индии. Столицей государства Харши был Канаудж. Он был правителем-просветителем. Покровительствовал литературе и науке, благосклонно относился к буддизму. У Харши не было сильных приемников, сразу после его смерти его государство распалось, и вновь последовал период политического распада. В условиях феодальной раздробленности индийские правители не смогли дать отпор новой угрозе – мусульманским завоеваниям.

Мусульманские захватчики

Первыми из мусульман на территорию Индии вступили арабы. Арабы к своим завоевательным компаниям приступили после смерти Мухаммеда (632 г.). К VIII веку очередь дошла до Индии. В своих завоеваниях арабы ограничились территорией Синда. Основные их завоевания были связаны с именем Мухаммеда-ибн-Касима (712 г.). Их походы были грабительские, и арабы никаких коренных изменений в управление Индией не внесли, но они впервые организовали на территории Индии мусульманские поселения с отличной от традиционной индийской системой управления.

Следующим завоевателем был Махмуд Газневидский. Газна — это княжество в Афганистане. Первый свой поход он совершил в 1000 г., и взял за традицию ходить в Индию каждый год. Последний свой поход он совершил в 1027 г. Постепенно Газна утратила свое политическое влияние, и ее правители уступили власть другому афганскому княжеству Гур. Правители Гура также не смогли обойти своим вниманием Индию, и возглавлял эти походы Мухаммед Гури. Первый поход он совершил в 1175 г., а последний в 1205 г.. Мухаммед Гури в качестве наместника в Индии оставил своего военачальника Кутб-уд-дин Айбека, который вскоре стал править как независимый правитель, и именно с него начинается эпоха Делийского султаната.

Эпоха Делийского султаната (1206-1526 г.г.)

В Делийском Султанате было четыре династии: Гулямы (1206-1287 гг.), Хилджи (1290-1320 гг.), Туглаки (1320-1414 гг.), Сайиды (1414-1451 гг.), Лоди (1451-1526 гг.). Султаны Дели свои военные кампании больше не ограничивали северо-западом страны, а вели их по всей территории Индии. Основная цель их внутренней политики сводилась к завоеваниям, административная система султанов Дели была разрозненной и плохо контролировалась. В период Делийского султаната Индия подверглась нападению монголов и вторжению Тимура (1398-1399 гг.). В 1470 г. Индию посетил русский купец Афанасий Никитин. Но он посетил не Делийский султанат, а одно из государств на Декане – государство Бахманидов.

Империя Великих Моголов (1526-1658)

Закончилась история Делийского султаната в битве при Панипате 1526 г., когда победу над правителем из династии Лоди одержал Бабур. Он стал основателем империи Великих Моголов: Бабур (1526-1530 гг.), Хумаюн (1530-1556 гг.), Акбар (1556-1605 гг.), Джахангир (1605-1627 гг.), Шах Джахан (1627-1658 гг.), Аурангзеб (1658-1707 гг.), Поздние Моголы (1707-1858 гг.). Эта эпоха насыщена событиями как во внешней, так и во внутренней политике Индии. Военная стратегия Бабура, реформы Акбара, великие строения Шах Джахана, непримиримость Аурангзеба прославили мусульманских правителей Индии далеко за ее пределами.

Новая история Индии (1856-1947)

Новая история Индии – это эпоха европейцев. Первыми, кто открыли путь в Индию, были португальцы. Васко да Гама достиг берегов Индии в 1498 г. Они обосновались на западном побережье страны (Гоа-Диу). Их власть всегда ограничивалась береговой линией, вглубь страны они не шли. Постепенно свои приоритеты они уступили голландцам, которые начали свою деятельность с 1595 г. Еще одним претендентом на индийские торговые владения были французы, которые пришли в Индию в 1664 г.

История английской Ост-Индской компании берет свое начало с 1600 г. Отправной точкой завоевания Индии англичанами принято считать битву при Плесси 1757 г., когда английский военачальник Роберт Клайв одержал победу над правителем Бенгалии Сирадж-уд-доулой. Завершилось установление британского владычества в Индии к 1856 г. Индия стала «жемчужиной» британских колониальных владений. Она была как сырьевой базой так и рынком сбыта для Великобритании.

Индийцы не готовы были мириться со своим положением, в стране вспыхивали восстания (Великое Сипайское восстание (1857 — 1859 гг.), организовывалось национально – освободительное движение. Лидеры движения за независимость такие как: Махатма Ганди, Джавахарлал Неру, Бал Гангадхар Тилак, Винаяка Дамодар Саваркар придерживались разных взглядов на путь к освобождению. Великий мыслитель XX века Мохандас Карамчанд Ганди (Махатма Ганди) считал, что путь к свободе лежит через «ахимсу» (ненасилие). Он пропагандировал, что бойкоты и бездействие гораздо эффективнее силовых и вооруженных методов борьбы.

Демократическая республика Индии

20 февраля 1947 г. премьер-министр Великобритании Клемент Ричард Эттли объявил о готовности британского правительства предоставить Индии полную независимость самое позднее - к июню 1948 года. После переговоров со всеми заинтересованными сторонами и ряда согласований генерал-губернатор Индии Луис Маунтбеттен представил план раздела Британской Индии на два независимых государства: мусульманское и индуистское. На основе этого плана британский парламент разработал и принял Акт о независимости Индии, который получил королевское одобрение 18 июля 1947 г. В полночь 14/15 августа 1947 г. Индия стала независимым государством.

15 августа 1947 г. – День независимости Индии. Первым премьер-министром Индии был Джавахарлал Неру. Раздел Индии, осуществленный по религиозному принципу, сопровождался многочисленными жертвами. Те регионы, где большинство населения составляли мусульмане отошли к Пакистану, а остальные к Индии. Спорной территорией до сих пор остается Кашмир.

Согласно Конституции, принятой в 1950 г., Индия является суверенной федеративной светской демократической республикой. До 1990-х гг. власть в стране принадлежала партии Индийский национальный конгресс (ИНК) и клану Неру-Ганди. С 1990-х гг. Индия жила в условиях коалиционного правительства. На парламентских выборах 2014 г. решительную победу одержала Индийская народная партия (БДП), а на пост премьер-министра был избран Нарендра Моди.

Древняя Индия получила свое название от реки Инд, протекающей по ее территории. Земля полуострова Индостан стала родиной многих цивилизаций, самыми древнейшими поселениями называют раскопанные города Хараппу и Мохенджо-Даро, и по имени первого древнюю индийскую цивилизацию называют Хараппской.

Люди в Древней Индии селились возле рек, а основная часть территории страны была покрыта густыми лесами, которые были населены разнообразными животными и птицами. Они приручили слонов, которые во многом им помогали.

Тогда слон считался животным, наделенным божественной силой, а корова считалась кормилицей, была символом матери. Убийство коровы в Древней Индии считалось грехом.

Быт и обычаи древних индийцев

Жителям этого полуострова удалось добыть сахар из сахарного тростника, этот сахар – самый древнейший в мире. На освоенной территории они выращивали овощи, ячмень, пшеницу, рис и хлопчатник, из которого можно было делать легкую одежду.

Люди, населявшие Древнюю Индию, были невысокого роста, с черными волосами и темной кожей.

Жители Древней Индии строили поселения с прямыми и просторными улицами, и строили дома их двух или трех этажей.

При раскопках древнего города Хараппу были обнаружены зернохранилища и дворцы, археологи смогли сделать вывод, что правителем в Древней Индии был верховный собственник земли, а зерно из общественных зернохранилищ раздавали между простыми людьми в случае неурожая или голода.

Ранние цивилизации

Если говорить о ранних цивилизациях на территории Древней Индии, то стоит отметить, что на севере в первой половине 2 тысячелетия до н.э. появились арии.

Примечательно, что их языком был санскрит, единый индоевропейский язык, от которого произошли многие современные языки, даже русский.

Сохранились древние поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата», благодаря которым можно узнать о жизни, веровании и мифах древних индийцев. В поэмах рассказывается о войнах, которые происходили между царскими родами, а главным персонажем поэмы «Рамаяна» является герой Рама, который пытается отыскать свою украденную невесту.

Религия и культура древних индийцев

Древней религией жителей Индии был индуизм, который сохранился до наших дней. Главными богами признавались Брахма – бог, создавший мир, Вишну – бог, спасающий людей от бедствий, Шива – бог-носитель космической энергии, которая может и спасти, и разрушить.

Также почитались и другие боги, например, Кришна – бог-пастух. Основой верования индийцев было то, что не только у человека есть душа, но и у растений, животных тоже.

По их убеждению, душа была вечной, и могла после окончания земной жизни вселяться в другое тело. Следующая жизнь души зависела от поведения и образа жизни, который был у ее предыдущего носителя.

Им и их вере было очень близко понятие кармы, как закона возмездия. Карма буквально означало дело, поэтому за каждый плохой или хороший поступок обязательно должно было воздаться в той мере, в которой это заслужил сам человек.

Выделяют и специальную, уникальную систему одновременно и физического, и духовного совершенствования человека – йогу, которая была создана и разработана индийцами.

В Древней Индии изобрели цифры, которые сейчас называют арабскими и которыми пользуется весь мир. Книги древние индийцы создавали из пальмовых листьев, между собой листья скрепляли веревочкой.